Многие из вас давно уже знают об экодуке на 170 км дороги М-3. Этот специальный наземный переход для животных был построен в 2016 году, в рамках реконструкции дороги. Специалисты из министерства сельского хозяйства Калужской области провели исследование следов диких животных и растительности на экодуке, изучили данные систем фото и видеонаблюдения, придя к выводу, что в 2019 году животные стали пользоваться переходом активнее, чем ранее. Причем следы лосей встречались в три раза чаще, чем в предыдущие два года. Кроме того, исследователи обнаружили множественные следы косуль, кабанов, лисиц и зайцев. Это означает, что животным «пришёлся по вкусу» экодук на М-3, они привыкли и начали активно им пользоваться.
Экодук - это мост или тоннель, по которому лесные жители могут безопасно и в естественной среде обитания пересекать дорогу или скоростную трассу. Они располагаются в местах пересечения звериных троп и шоссе, чтобы животные без труда их находили.
Однако не многие знают, что на платном участке дороги М-3 с 124 по 194 км оборудовано ещё 9 переходов для животных. В отличие от экодука, эти переходы построены под трассой, но выполняют точно такую же функцию – помогают животным перейти на другую сторону леса под дорогой. Рельеф местности не всегда позволяет построить наземный переход для животных, поэтому часто строители конструируют именно подземные туннели под трассой.
Подобные подземные переходы оборудованы и вдоль других платных участков дорог, обслуживаемых ОССП: на трассе М-11 расположено 56 зверепереходов, а вдоль платных участков с 225 по 715 км дороги М-4 находится ещё 84 таких сооружения! Зверопереходы рассчитаны как на мелких, так и на крупных животных. Сегодня маршруты миграции диких животных учитываются при проектировании новых автомобильных дорог. Например, в проекте автодороги М-11 сразу закладывались биопереходы, совмещенные с водопропускными сооружениями (трубами) для мелких зверей.
Кроме большого экодука в Калужской области на трассе М-3 «Украина», в России построено ещё 3 таких: Нарвинский тоннель в Приморском крае, экодук в Солнечногорском районе и в Дмитровском районе Московской области.
Опыт СССР и других стран
Однако так было, к сожалению, не всегда. В СССР при проектировании и строительстве автодорог учитывали только сельскохозяйственных животных, - для их перехода строили небольшие мосты или большие трубы с проходом на уровне земли, миграция диких животных в расчёт не бралась.
В нашей стране экодук для диких животных появился в 2016 году, в то время, как первый в мире такой мост построили во Франции ещё в 1950 году. Французскому примеру активно последовали и другие страны Европы. В США насчитывается не менее двухсот экодуков, среди которых есть мосты для защиты пантер (во Флориде), а также пустынных черепах (в Калифорнии), снежных коз (в Монтане) и овец-толсторогов (в Колорадо). А в Австралии на острове Рождества позаботились даже о красных крабах. Этот небольшой переход становится ярко-красным во время ежегодной миграции крабов из разных частей острова.
Согласно постоянным исследованиям экодуков за 70 лет их существования, этими сооружениями начали пользоваться не только крупные животные, но и беспозвоночные, - пауки, бабочки и жуки.
Будущее экодуков в России
Экодуки – удовольствие дорогое, на строительство одного уходит порядка 100 млн рублей. Но мы рады, что они начали появляться и в нашей стране. Обслуживаемые нами участки дорог построены так, чтобы обеспечить комфорт как водителям, так и не помешать окружающей среде. А в скором времени запланировано строительство еще 14 экодуков мостового и тоннельного типов на Центральной кольцевой автодороге, некоторые из них уже почти готовы. Еще один экодук скоро появится на 184-ом км трассы М-1 «Беларусь» в Смоленской области.