Найти в Дзене
ОССП оператор

Как дикие животные переходят скоростные трассы?

Оглавление

Многие из вас давно уже знают об экодуке на 170 км дороги М-3. Этот специальный наземный переход для животных был построен в 2016 году, в рамках реконструкции дороги. Специалисты из министерства сельского хозяйства Калужской области провели исследование следов диких животных и растительности на экодуке, изучили данные систем фото и видеонаблюдения, придя к выводу, что в 2019 году животные стали пользоваться переходом активнее, чем ранее. Причем следы лосей встречались в три раза чаще, чем в предыдущие два года. Кроме того, исследователи обнаружили множественные следы косуль, кабанов, лисиц и зайцев. Это означает, что животным «пришёлся по вкусу» экодук на М-3, они привыкли и начали активно им пользоваться.

Медведь на М-3
Медведь на М-3

Экодук на М-3
Экодук на М-3
Экодук - это мост или тоннель, по которому лесные жители могут безопасно и в естественной среде обитания пересекать дорогу или скоростную трассу. Они располагаются в местах пересечения звериных троп и шоссе, чтобы животные без труда их находили.

Однако не многие знают, что на платном участке дороги М-3 с 124 по 194 км оборудовано ещё 9 переходов для животных. В отличие от экодука, эти переходы построены под трассой, но выполняют точно такую же функцию – помогают животным перейти на другую сторону леса под дорогой. Рельеф местности не всегда позволяет построить наземный переход для животных, поэтому часто строители конструируют именно подземные туннели под трассой.

Зверопереход на М-3
Зверопереход на М-3

Подобные подземные переходы оборудованы и вдоль других платных участков дорог, обслуживаемых ОССП: на трассе М-11 расположено 56 зверепереходов, а вдоль платных участков с 225 по 715 км дороги М-4 находится ещё 84 таких сооружения! Зверопереходы рассчитаны как на мелких, так и на крупных животных. Сегодня маршруты миграции диких животных учитываются при проектировании новых автомобильных дорог. Например, в проекте автодороги М-11 сразу закладывались биопереходы, совмещенные с водопропускными сооружениями (трубами) для мелких зверей.

Кроме большого экодука в Калужской области на трассе М-3 «Украина», в России построено ещё 3 таких: Нарвинский тоннель в Приморском крае, экодук в Солнечногорском районе и в Дмитровском районе Московской области.

Опыт СССР и других стран

Однако так было, к сожалению, не всегда. В СССР при проектировании и строительстве автодорог учитывали только сельскохозяйственных животных, - для их перехода строили небольшие мосты или большие трубы с проходом на уровне земли, миграция диких животных в расчёт не бралась.

В нашей стране экодук для диких животных появился в 2016 году, в то время, как первый в мире такой мост построили во Франции ещё в 1950 году. Французскому примеру активно последовали и другие страны Европы. В США насчитывается не менее двухсот экодуков, среди которых есть мосты для защиты пантер (во Флориде), а также пустынных черепах (в Калифорнии), снежных коз (в Монтане) и овец-толсторогов (в Колорадо). А в Австралии на острове Рождества позаботились даже о красных крабах. Этот небольшой переход становится ярко-красным во время ежегодной миграции крабов из разных частей острова.

Согласно постоянным исследованиям экодуков за 70 лет их существования, этими сооружениями начали пользоваться не только крупные животные, но и беспозвоночные, - пауки, бабочки и жуки.

Мост для миграции красных крабов на острове Рождества в Австралии, источник:  ABC NEWS AUSTRALIA
Мост для миграции красных крабов на острове Рождества в Австралии, источник: ABC NEWS AUSTRALIA

Будущее экодуков в России

Экодуки – удовольствие дорогое, на строительство одного уходит порядка 100 млн рублей. Но мы рады, что они начали появляться и в нашей стране. Обслуживаемые нами участки дорог построены так, чтобы обеспечить комфорт как водителям, так и не помешать окружающей среде. А в скором времени запланировано строительство еще 14 экодуков мостового и тоннельного типов на Центральной кольцевой автодороге, некоторые из них уже почти готовы. Еще один экодук скоро появится на 184-ом км трассы М-1 «Беларусь» в Смоленской области.