«Сороконожки», как в народе прозвали тяжелые тягачи и шасси с колесной формулой 8х8, сделали Минский завод колесных тягачей знаменитым во всем мире. Еще бы, ведь на «сороконожки» монтируются ракетные комплексы «Искандер», «Ураган», «Тополь» и другие системы, о предназначении которых догадываться не приходится.
Однако на МЗКТ выпускаются не только «сороконожки», но и легкие броневики, адресованные опять-таки людям в погонах. Дело это новое, и на заводе не скрывают, что расширение гаммы автомобилей, предназначенных для боевых действий, продиктовано экспортными соображениями.
Первый бронеавтомобиль, получивший обозначение Volat V1 МЗКТ-490100, был представлен военной публике в 2016 году в Париже на выставке Eurosatory. Затем машина засветилась на выставке MILEX-2017, но за границей Беларуси никого броневик не заинтересовал.
Однако и впрямь – кому нужна бронемашина, оснащенная российским турбодизелем ЯМЗ-534 и автоматической трансмиссией собственного производства МЗКТ? Была надежда, что «Волат», что на белорусской мове означает «Богатырь», привлечет внимание военных Российской Федерации, но свои потребности в подобной технике Россия удовлетворяет сама. В итоге все выпущенные МЗКТ-490100 сегодня состоят на службе в погранвойсках, внутренних войсках МВД и силах специальных операций Беларуси.
Недавно стало известно, что МЗКТ готовит к производству новый броневик с обозначением МЗКТ-490101. Об этом сообщил Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.
В первую очередь МЗКТ-490101 отличается от предшественника оснащением импортными комплектующими. Двигатель корейский – Doosan DL06 объемом 6 л и мощностью 270 л.с., что как минимум на 30 л.с. больше, чем способны развивать модификации ЯМЗ-534, которые ставились на первый Volat. Коробка передач 6-ступенчатая автоматическая гидромеханическая производства американской фирмы Allison. Двухступенчатая раздаточная коробка выпускается компанией ADS (Чехия). Помимо комплектации на то, что вторая бронемашина МЗКТ предназначена для экспорта, причем преимущественно в южные страны, указывает ее климатическое исполнение - от -15ºС до +55ºС.
Далее в сообщении говорится, что МЗКТ-490101 имеет модульную компоновку, а также новый дизайн и концепцию бронезащиты. Корпус ЛБА 4-дверный, оборудован 5-тью энергопоглощающими сиденьями, фальшполом, а также противоминным поддоном, имеет уровень баллистической защиты 2, противоминной 2а/2b по STANAG 4569. В корпусе для жизнеобеспечения экипажа имеются системы отопления, вентиляции и кондиционирования, а также независимый вытяжной вентилятор. Корпус оборудован кронштейнами оружия для экипажа, а двери – бойницами. На крыше корпуса установлен поворотный люк с возможностью замены на огневой модуль. Моторный отсек оборудован автоматической системой пожаротушения. Имеется грузовое (багажное) отделение.
Из других подробностей, которые обнародовал Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь: броневик оборудован бортовой информационно-управляющая системой, контролирующей параметры шасси и выводящей информацию на один из двух цветных графических дисплеев. Также предусмотрена система кругового видеообзора.
Подвеска независимая, рычажная с амортизаторами, на пружинах в качестве упругих элементов. Клиренс не менее 450 мм. Трансмиссия полноприводная с возможностью блокировки дифференциала. Шины Runflat с системой регулирования давления воздуха. Имеется электрическая лебедка самовытаскивания с тяговым усилием 7,4 тонны.
Судя по тому, как информация проиллюстрирована, существует МЗКТ-490101 пока лишь на бумаге и в виде макетов. Окажутся ли нововведения интересными для потенциальных потребителей, что оправдает надежды производителя на реализацию броневика за границу, покажет время.
Фото из открытых источников