Что всех объединяет? Ну, конечно, "синема", "от которой мы без ума". Самый массовый вид искусства ХХ века продолжает торжественное шествие и по ХХI столетию. А как же татары? На этом канале без татар никак, а в кино без них - тем более. Поэтому в день народного единства сделаем краткий исторический обзор на эту тему.
1910-е годы: кино на татарском языке
Кто не первый день читает этот канал уже наслышан о том, как татары относились к синематографу. До революции татарские предприниматели открывали свои кинотеатры в разных городах России, молодежь делала субтитры на татарском, организовывала даже любительский дубляж на татарском языке для немого кино. Мечтали, конечно, снять свое татарское кино, но тут случилась революция 1917 года. Стало не до этого.
1920-е годы: совкино о татарах
Но надежда оставалась, да и Советы обещали помочь с развитием национальной культуры. Даже "Таткино" открыли и решили снять первое игровое кино о татарах. Объявили конкурс на #татарский киносценарий, так появился фильм "Булат-батыр" в 1927 году. В этой кинокартине одним из авторов сценария являлся Абдрахман Шакиров, а помощник режиссера - Каюм Поздняков. Позднее он специализировался на документальном кино. В целом, с художественными фильмами в Казани не сложилось тогда.
1930-1950-е годы: советско-азербайджанская актриса и советский кинооператор
Конечно, одним из немаловажных факторов стало то, что Татарстан имел статус автономной республики, а не союзной. Поэтому и о масштабном развитии национального искусства не было и речи. Но татары все же вносили свой вклад в развитие советского кинематографа. Например, звездой азербайджанского кино в этот период стала Марзия Давудова.
Она родилась в Астрахани в 1901 г., играла в местном татарском театре. А с 1920 г. жила в Баку, с 1928 года она снималась в фильмах студии "Азгоскино". Первым фильмом была комедия "Гаджи-Кара". Всего Марзия ханым снялась в восьми кинокартинах.
Кроме актёрского поприща, в этот период татары проявляли свои таланты в кино и в другом качестве. У нас уже была публикация о выдающемся советском кинооператоре, саратовском татарине Давиде Ибрагимове.
В 1930-е годы он начал работать на Нижне-Волжской студии кинохроники. Он снимал боевые действия во время Великой Отечественной войны. В его фильмографии такие известные документальные картины как "Сталинград", "Берлин", "Обыкновенный фашизм".
1960-е годы: татары покоряют мировой кинематограф
В эпоху кукурузных полей и других просторов, в том числе творческих, на небосклоне советского кино ярких татарских звезд не наблюдалось (может быть, я ошибаюсь; поправьте меня в комментариях). Но это не значит, что татары в это время забыли о кино. Но в далекой Японии уже светила звезда Рой Джеймса (Габдулла Ханнан Сафа), потомка татарских эмигрантов из Перми. Он снимался еще с 1950-х гг. и талантливый татарин покорил таки сердца зрителей страны восходящего солнца.
На западном полушарии земного шара в это время зарождалась звезда Чарльза Бронсона. Голливудский актер был татарского происхождения. Он много снимался в вестернах, в том числе в "Великолепной семерке" (1960).
В 1963 году в Турции родилась будущая звезда турецкого кинематографа, ставшая очень известной и в России, Айдан Шенер. Её работу в сериале "Чалыкушы" ("Королёк - птичка певчая", 1986) наверно, видел каждый. Предки Айдан ханым из Казанской губернии, поэтому она с удовольствием приезжает на свою историческую родину, в Казань.
1970-1980-е годы: какое же советское кино без татар?
Советские татары в этот период продолжали принимать участие как в проектах союзных республик, так и ведущих киностудий страны ("Мосфильм", "Ленфильм", "Союзмультфильм" и других).
Например, в качестве композитора, пишущей для кино, заявила о себе еще с середины 1960-х годов Софья Губайдуллина. Среди её работ "Маугли", "Вертикаль", "Чучело" и даже фильмы о татарах "Возвращение чувств" (1979), "Ришад - внук Зифы" (1981). Для обоих фильмов сценарий написала Роза Хуснутдинова, татарка из Уфы.
"Возвращение чувств" снимали в Высокогорском районе Татарстана. Но киношные "татары" говорили на русском языке, в главной роли был только один #татарин Раднэр Муратов. Он более известен по своей роли Василия Алибабаевича из "Джентельменов удачи" (1971).
Наверное, обращение к татарской теме в этот период было неслучайным. Даже в киношной среде татар было достаточно и столь долгое игнорирование существования целого народа в кино было не самой продуманной стратегией советских кинобоссов.
Кроме Раднэра Муратова, советское кино 1970-х годов невозможно представить без Сергея Шакурова. В его фильмографии появились уже такие известные картины как "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Сибириада" и другие.
Появились и другие советские актеры-татары. Например, в "Пиратах ХХ века" (1979) по-новому заиграл талант актера "Узбекфильма" Талгата Нигматулина. А в фильмах Сергея Соловьева "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" и других начинал свой звездный путь в конце 1980-е годов Александр Баширов, тоже татарин, только из Сибири.
1990-е годы: татарская энергия и шарм в российском кино
В этот период, конечно, продолжали творить и Сергей Шакуров, и Александр Баширов и другие советские актеры. Но появились и новые звезды, в том числе в режиссуре. Здесь нужно отметить Вадима Абдрашитова, который, кстати, в своем фильме "Время танцора" (1997) открыл звезду Чулпан Хамматовой.
А неподражаемый стиль Ренаты Литвиновой проявился не только в актерской работе, но и в сценарной. В "Сибирском цирюльнике" (1998), "Ворошиловском стрелке" (1999) и других фильмах начал свою кинокарьеру Марат Башаров. В общем, с татарской киношной силой в новой России все было в порядке в 1990-е годы.
Нулевые: татарская речь в кино?
Наверное, стоило дождаться наступления 21-го века, чтобы все же услышать татарскую речь в кино. Речь идет не о региональном кинематографе в Татарстане. К слову, самую известную картину постсоветских лет на татарском языке "Бибинур" сняли только в 2010 году.
Еще в 1990-е годы в Москве начала свою работу творческая группа "Квартет И". Несколько евреев и один татарин организовали тогда свой театр. В нулевые годы стали набирать популярность их спектакли, в том числе в записи ("День радио" 2001 г., "День выборов", 2003 г.), а потом они появились и в большом кино.
Герой Камиля Ларина уже не какой-то Василий Алибабаевич, а татарин Камиль. И он периодически разговаривает в этих фильмах на родном языке. То маму вспоминает, то в других ситуациях татарский помогает. Удивительно, что именно татарин из Волгограда Камиль Ларин взялся за возрождение татарского языка в кино.
Десятые: татарская тема в кино
В этот период, кроме обозначенных выше звезд появились и другие актерские имена. В их числе Роза Хайруллина, Риналь Мухаметов, Шамиль Хамматов и много других.
"Татарская тема" тоже звучит в российском кинематографе: от многочисленных киновариаций по истории Золотой Орды до наших дней. Не всегда позитивно, но что поделаешь... Нужно снимать свое кино.
Примечательно, что на федеральных каналах иногда звучит татарская речь. Например, татарские сюжеты в современном контексте появляются в проектах канала ТНТ. Это и пермский татарин Эдик (он же сценарист сериала Стас Тляшев) из "Реальных пацанов", периодически говорящий на татарском языке, и студент-татарин Хабибуллин (Ануар Султанов) из "Домашнего ареста". Создатели этого сериала решили даже сгладить русско-ордынский конфликт средневековья устами современного татарина Хабибуллина: "мы разрушили, мы и нашли", - говорит он, после нахождения утерянной русской летописи.
На современном этапе и татарстанские режиссеры делают интересные фильмы, где сочетаются особенности татарской культуры и истории, звучание татарского языка и мелодий.
Что касается, российского и мирового кинематографа пусть там татар будет еще больше, ведь наш народ богат на таланты. И пусть это достояние работает на общее благо, на единство и дружбу народов.
Читайте также:
Татарский синематограф
Как татары до революции смотрели кино на татарском языке
Первый татарский фильм. Что здесь не так?
Как татарин снимал кино во время Второй мировой войны
Как татарин стал звездой японского кинематографа