Как будет проходить подготовка к итоговому сочинению в новом учебном году - неизвестно. Объявят ли нам в сентябре пять направлений, вокруг которых будут группироваться темы, - большая загадка. Помнится, прошлой осенью Ольга Васильева грозилась изменить порядок объявления тем. Видимо, надо быть готовым к любым сюрпризам. Поэтому сегодня поговорим о "многопроблемном" романе В. Дудинцева "Белые одежды". Произведений этого автора, к сожалению, нет в школьной программе по литературе, но на итоговом сочинении "Белые одежды" могут сыграть роль своеобразной палочки-выручалочки.
Я впервые прочитала этот роман в 1988 году, но до сих пор помню свои впечатления. Родители выписывали периодическое издание "Роман-газета", где публиковались новинки литературы, и в один прекрасный день я достала из почтового ящика номер, на обложке которого был изображён святой Себастьян. Держа в руках журнал, я ещё не знала, что это за персонаж, и не подозревала, что на несколько дней буквально "выпаду из жизни", пока не дочитаю номер до конца.
Действие начинается сентябрьским утром 1948 года, не предвещавшим беды.
Воскресное утро, может быть, последнее ласковое утро уходящего лета, тихо, как младенец, играло солнечными пятнами и тенями. Громадный институтский парк дремал, раскинувшись на двух холмах.
Роман о учёных-генетиках, занятых выведением новых сортов растений, по идее должен быть скучным и непонятным людям, далёким от биологии. Но Дудинцев так показывает борьбу идей, что читаешь этот роман, как хороший психологический детектив. Собственно говоря, тогда я и обращала внимание больше на сюжет: герой, посланный в тихий провинциальный городок разоблачить группу "вейсманистов-морганистов" (такой термин употреблялся в конце 40-х по отношению к генетикам), постепенно прозревает и понимает, что "передовая советская биология", осуждающая генетику и отрицающая очевидные научные факты, демонстрирует торжество невежества. Ну и любовные линии мне, конечно, в юности нравились: главный герой из клана гонителей генетиков и его возлюбленная - убеждённая "вейсманистка-морганистка". Этакие Монтекки и Капулетти на современный лад.
Перечитывая роман совсем недавно, ловила себя на мысли, что в юности я, скорее всего, не обращала внимания на философские рассуждения автора и главного героя, на многочисленные символы и аллегории: спящая почка, железная труба и другие. А ведь именно они составляют основу романа.
"Человек в ковбойке имел отношение к науке о растениях и знал много разных вещей. Знал, например, что есть такое понятие: спящая почка. У яблони ее не видно, но садовник умелой обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побег. Старый знакомый <...> однажды сказал ему, что и у человека бывает что-то похожее на это явление. Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты – подлец или герой. А все потому, что твоя жизнь так складывается – не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода – вперед или назад. Но может и послать. Человек в ковбойке никогда не пробовал примерить эту мысль к себе.
А между тем, ему предстояло увериться, что именно в эти дни он делал свой первый шаг в условия, благоприятные для пробуждения какого-то спящего качества. Может быть, он даже чувствовал тугое увеличение проснувшегося ростка, но не отдавал себе в том отчета. В те самые минуты, когда человек, сидящий на лавке, обдумывал свои дела, спящая почка уже тронулась в рост, и он уже двигался к своей железной трубе, которая в этом городе ждала его, чтобы определить, кто он – ищущий истину отчаянный смельчак или трус, прячущий под себя свои жалкие пожитки".
В книге много размышлений о добре и зле, о нравственности и аморальности, о вине и искуплении, о бесстрашии и трусости:
"Трусость – это не просто страх. Это страх, удерживающий от благородного, доброго поступка. Трусость отличается от страха. Мотоциклист не боится разбиться насмерть. Носится как угорелый. А на собрании проголосовать, как требует совесть, – рука не подымается. Труслив. Хороший человек преодолевает в себе чувство страха, физиологию. Но если угроза очень страшная, такое может быть… Хороший человек, и тот может дрогнуть. Это уже будет не трусость, а катастрофа. Но это не изменит его нравственное лицо. Человек останется тем, кем он был до своей погибели. И будет искать искупления…"
Перечитывая роман в зрелом возрасте, я былого восторга не испытала. Но тут не Дудинцев виноват - я сама. Во-первых, сюжет знаком, а значит, интриги нет. Во-вторых, видимо, профессиональная деформация сказалась. Вместо того чтобы наслаждаться, в голове заметочки делала: вот этот эпизод для направления "Он и она" был бы идеален. А этот абзац - великолепный аргумент для "Мести и великодушия". А вот это предложение так и просится в новый вариант ЕГЭ в качестве 20-го задания. И отвлечься от всего этого никак не получается, к сожалению.
Зато результатом такого прочтения стал новый тематический вариант ЕГЭ, которым я поделилась с читателями:
- орфография (задания 9-15)
P.S. Открытые тематические направления этого года были озвучены в конце августа, спустя три недели после написания статьи. Мои предсказания сбылись: ко многим темам из "Белых одежд" можно подобрать примеры. На канале опубликован образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой", где в качестве аргумента взят эпизод из романа "Белые одежды".
Прошлым летом я уже писала о книге, прочитав которую можно написать сочинение на десятки тем (о романе Ч. Айтматова "И дольше века длится день").
Кроме того, можете ознакомиться с публикациями о произведениях Владислава Крапивина, которые тоже можно использовать на итоговом сочинении, несмотря на их кажущуюся "детскость":
В. Крапивин. Книги моего детства
В. Крапивин. Книги моего детства (часть 2)
В. Крапивин. Книги моего детства (часть 3).
Какие у вас мысли по поводу грядущего итогового сочинения, коллеги? Какие произведения, кроме традиционных "Капитанской дочки", "Сотникова", "Судьбы человека", вы советуете почитать ученикам?