Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Роман "Белые одежды" как палочка-выручалочка для итогового сочинения

Как будет проходить подготовка к итоговому сочинению в новом учебном году - неизвестно. Объявят ли нам в сентябре пять направлений, вокруг которых будут группироваться темы, - большая загадка. Помнится, прошлой осенью Ольга Васильева грозилась изменить порядок объявления тем. Видимо, надо быть готовым к любым сюрпризам. Поэтому сегодня поговорим о "многопроблемном" романе В. Дудинцева "Белые одежды". Произведений этого автора, к сожалению, нет в школьной программе по литературе, но на итоговом сочинении "Белые одежды" могут сыграть роль своеобразной палочки-выручалочки.

Я впервые прочитала этот роман в 1988 году, но до сих пор помню свои впечатления. Родители выписывали периодическое издание "Роман-газета", где публиковались новинки литературы, и в один прекрасный день я достала из почтового ящика номер, на обложке которого был изображён святой Себастьян. Держа в руках журнал, я ещё не знала, что это за персонаж, и не подозревала, что на несколько дней буквально "выпаду из жизни", пока не дочитаю номер до конца.

Мой журнал, к сожалению, не сохранился, поэтому позаимствовала изображение на Яндекс.картинках
Мой журнал, к сожалению, не сохранился, поэтому позаимствовала изображение на Яндекс.картинках

Действие начинается сентябрьским утром 1948 года, не предвещавшим беды.

Воскресное утро, может быть, последнее ласковое утро уходящего лета, тихо, как младенец, играло солнечными пятнами и тенями. Громадный институтский парк дремал, раскинувшись на двух холмах.

Роман о учёных-генетиках, занятых выведением новых сортов растений, по идее должен быть скучным и непонятным людям, далёким от биологии. Но Дудинцев так показывает борьбу идей, что читаешь этот роман, как хороший психологический детектив. Собственно говоря, тогда я и обращала внимание больше на сюжет: герой, посланный в тихий провинциальный городок разоблачить группу "вейсманистов-морганистов" (такой термин употреблялся в конце 40-х по отношению к генетикам), постепенно прозревает и понимает, что "передовая советская биология", осуждающая генетику и отрицающая очевидные научные факты, демонстрирует торжество невежества. Ну и любовные линии мне, конечно, в юности нравились: главный герой из клана гонителей генетиков и его возлюбленная - убеждённая "вейсманистка-морганистка". Этакие Монтекки и Капулетти на современный лад.

Перечитывая роман совсем недавно, ловила себя на мысли, что в юности я, скорее всего, не обращала внимания на философские рассуждения автора и главного героя, на многочисленные символы и аллегории: спящая почка, железная труба и другие. А ведь именно они составляют основу романа.

"Человек в ковбойке имел отношение к науке о растениях и знал много разных вещей. Знал, например, что есть такое понятие: спящая почка. У яблони ее не видно, но садовник умелой обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побег. Старый знакомый <...> однажды сказал ему, что и у человека бывает что-то похожее на это явление. Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты – подлец или герой. А все потому, что твоя жизнь так складывается – не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода – вперед или назад. Но может и послать. Человек в ковбойке никогда не пробовал примерить эту мысль к себе.
А между тем, ему предстояло увериться, что именно в эти дни он делал свой первый шаг в условия, благоприятные для пробуждения какого-то спящего качества. Может быть, он даже чувствовал тугое увеличение проснувшегося ростка, но не отдавал себе в том отчета. В те самые минуты, когда человек, сидящий на лавке, обдумывал свои дела, спящая почка уже тронулась в рост, и он уже двигался к своей железной трубе, которая в этом городе ждала его, чтобы определить, кто он – ищущий истину отчаянный смельчак или трус, прячущий под себя свои жалкие пожитки".

В книге много размышлений о добре и зле, о нравственности и аморальности, о вине и искуплении, о бесстрашии и трусости:

"Трусость – это не просто страх. Это страх, удерживающий от благородного, доброго поступка. Трусость отличается от страха. Мотоциклист не боится разбиться насмерть. Носится как угорелый. А на собрании проголосовать, как требует совесть, – рука не подымается. Труслив. Хороший человек преодолевает в себе чувство страха, физиологию. Но если угроза очень страшная, такое может быть… Хороший человек, и тот может дрогнуть. Это уже будет не трусость, а катастрофа. Но это не изменит его нравственное лицо. Человек останется тем, кем он был до своей погибели. И будет искать искупления…"

Перечитывая роман в зрелом возрасте, я былого восторга не испытала. Но тут не Дудинцев виноват - я сама. Во-первых, сюжет знаком, а значит, интриги нет. Во-вторых, видимо, профессиональная деформация сказалась. Вместо того чтобы наслаждаться, в голове заметочки делала: вот этот эпизод для направления "Он и она" был бы идеален. А этот абзац - великолепный аргумент для "Мести и великодушия". А вот это предложение так и просится в новый вариант ЕГЭ в качестве 20-го задания. И отвлечься от всего этого никак не получается, к сожалению.

Зато результатом такого прочтения стал новый тематический вариант ЕГЭ, которым я поделилась с читателями:

P.S. Открытые тематические направления этого года были озвучены в конце августа, спустя три недели после написания статьи. Мои предсказания сбылись: ко многим темам из "Белых одежд" можно подобрать примеры. На канале опубликован образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой", где в качестве аргумента взят эпизод из романа "Белые одежды".

Прошлым летом я уже писала о книге, прочитав которую можно написать сочинение на десятки тем (о романе Ч. Айтматова "И дольше века длится день").

Кроме того, можете ознакомиться с публикациями о произведениях Владислава Крапивина, которые тоже можно использовать на итоговом сочинении, несмотря на их кажущуюся "детскость":

В. Крапивин. Книги моего детства

В. Крапивин. Книги моего детства (часть 2)

В. Крапивин. Книги моего детства (часть 3).

Какие у вас мысли по поводу грядущего итогового сочинения, коллеги? Какие произведения, кроме традиционных "Капитанской дочки", "Сотникова", "Судьбы человека", вы советуете почитать ученикам?