Найти тему
Vaudetar

Заметки об английской портретной миниатюре. Часть III.

Столько уже сказано о предназначениях миниатюрного портрета, но что же он представляет из себя с технической точки зрения? Будучи уже известным мастером, Николас Хиллиард берётся за написание «Трактата об искусстве миниатюры», в котором он раскрывает читателю поэтапную технологию её создания. Основными требованиями являются чистый воздух и хорошее освещение в мастерской. Лучшим признавался свет с северной стороны. Но, конечно же, главным являлся вопрос о пигментах. Основные работы с ними проводились непосредственно в мастерской.

Binder, Gum Arabic, showing A) the raw material, B) ground to a fine powder.
Binder, Gum Arabic, showing A) the raw material, B) ground to a fine powder.

Большинство пигментов было натурального происхождения — охра, умбра, лазурит, малахит, но также использовались и свинцовые белила, производимые на фабриках. Палитра Хиллиарда и его учеников была более разнообразной, нежели у его предшественника— Гольбейна. Он использовал для получения оттенков жёлтого цвета — семь пигментов, для тёмно-красного — два пигмента, для красного — три пигмента, для синего — шесть, для зелёного — четыре, для коричневого — три, а для чёрного — семь пигментов.

Azurite, showing A) the raw materialAzurite, showing A) the raw material, B) ground to a fine powder, C) mixed in a mussel shell ready for application.
Azurite, showing A) the raw materialAzurite, showing A) the raw material, B) ground to a fine powder, C) mixed in a mussel shell ready for application.

Писались миниатюры на кусочках пергамента. Наклеенные на основу, которой служила игральная карта. Плоскость карты должна была быть абсолютно чистой —ее полировали при помощи гладкого камня, собачьего зуба, куска хрусталя или стекла.

Indian Lake, showing A) the raw material Indian Lake, showing A) the raw material, B) prepared, C) mixed in a mussel shell ready for application.
Indian Lake, showing A) the raw material Indian Lake, showing A) the raw material, B) prepared, C) mixed in a mussel shell ready for application.

Миниатюра вскоре стала неким символом милости королевы. Они преподносились в качестве подарка, использовались как награды, а порой — заменяли собой любовные письма. Драгоценную оправу Хиллиард дополнял правдоподобным изображением украшений.

Сама миниатюра писалась с натуры. Важнейшей задачей мастера было передать черты, характерные для модели. Миниатюра писалась примерно за два сеанса. Во время первого сеанса мастером обозначались контуры фигуры, иногда общие черты, прическа. Контуры одежды наносились лишь слегка, и имели схематичный характер.

Burnisher, made from a stoat’s tooth
Burnisher, made from a stoat’s tooth

За время второго сеанса, который мог длиться около шести часов, художником тщательно выписывалось лицо, с наибольшим сходством с портретируемым, дописывалась одежда. Также, важным моментом был выбор фона в миниатюре. Чаще всего использовался ультрамариновый равномерный слой, иногда фоном служила дорогая ткань — занавес. После миниатюру могли поместить в оправу, как простую, так и дорогостоящую — все зависело от воли заказчика.

Кроме написания портрета, в пределах мастерской, существовал и другой способ. Например, в одной из бесед с Елизаветой Хиллиард обсуждал позирование её в саду, где свет распределяется равномерно. Такое мобильное написание портрета в месте, угодном заказчику было возможным благодаря переносному ящику с палитрой.

-5

Живопись Николаса Хиллиарда напоминает ювелирную работу. В его портретах есть свои особенности. Например, он избегал игры светотени, так как считал, что линия обладает большей выразительностью. Он сочетал ювелирную точность линии с ярким выражением личности каждой модели. При этом при ближайшем рассмотрении становится видно, какие легкие, удивительно непринужденные мазки использует мастер, как виртуозно он владеет кистью. В его миниатюрах часто встречаются столь любимые в елизаветинскую эпоху аллегории и символы.

Nicholas Hilliard. Portrait of Queen Elizabeth, ca. 1586-1587
Nicholas Hilliard. Portrait of Queen Elizabeth, ca. 1586-1587

До самой смерти Хиллиард владел правом монополии на изображение королевы. Однако большинство его моделей — так называемая "новая аристократия". Имена некоторых изображенных остаются загадкой, но в большей степени, ему позируют представители высшего общества, о которых история помнит до сих пор. При этом, среди обилия представительных портретов существуют те, в которых внутренний мир человека, его эмоциональные переживания и взгляды оказываются важнее социального положения.

Nicholas Hilliard. An Unknown Man, ca. 1600
Nicholas Hilliard. An Unknown Man, ca. 1600

В портрете неизвестного на фоне пламени работы Хиллиарда, все указывает на то, что огонь за спиной молодого человека — это пламя страсти. Но сдержанная символическая наполненность его произведений не единственных аспект, достойный внимания. Мной уже упоминалось выше, что Хиллиард умело владел кистью. При рассмотрении миниатюр, можно заметить с какой точностью мастер выписывает одежду, в частности воротники. Сплетения белоснежных линий скорее напоминают паутину, чем линии, созданные при помощи красок и кисти.

#портрет #искусство #живопись #тюдоры #английское искусство #портретная миниатюра