Найти тему
Kostarika

«Отработали пару месяцев в ноль, выстояли, выкрутились». Пообщались с известными предпринимателями

Сегодня Беларусь отмечает День работников торговли. Накануне мы пообщались с известными светлогорскими предпринимателями в этой сфере, чтобы узнать, с чего начинался их путь к успеху и чем они занимаются сейчас.

Виктор Машковский: «Главное – видеть перспективу развития!»

— Я пришёл в торговлю потому, что в конце 1997 года мы купили с аукциона несколько светлогорских магазинов: «Электротовары», «Спорттовары», «Ветеран», «Бытовая химия». Потом также с аукциона купили базу обанкротившегося ГЕОПТа. Да, первое образование у меня не профильное – БСХА, но затем на этой базе я прошёл переподготовку на курсах по линии службы занятости в Минске с присвоением квалификации «предприниматель-менеджер», закончил столичную Высшую школу управления и бизнеса. Я вообще считаю, что для эффективной работы торгового предприятия руководителю вовсе не обязательно иметь торговое образование. Руководитель может быть экономистом, иметь другое образование, но главное – иметь мозги, которые видят перспективу развития своего предприятия.

Мы же не только розничной торговлей занимались. У нас были лицензии на общую оптовую торговлю, на оптовую торговлю алкоголем, табачными изделиями, было своё деревообрабатывающее производство. Много лет занимались строительством, даже свою проектную группу создали – порядка 25 человек там работало. Магазин «Электротовары» переделали в клуб с бильярдом – один из первых в городе, купили 51% акций консервного завода в Паричах. Много чем занимались, а потом поняли, что если ты работаешь по общей схеме, то всё-всё, что ты зарабатываешь, отдаётся государству. Предприятию не остаётся ничего: только на налоги и небольшую, практически нищенскую зарплату – стыдно говорить, сколько люди в торговле получают… Пришлось переходить на «упрощёнку», а чтобы на неё перейти, нам пришлось всё закрыть. И сейчас мы занимаемся коммерческой недвижимостью: строим или покупаем объект, приводим его в нормальное состояние и сдаём его бизнесу в аренду. Бизнес нам за это платит определённые деньги, с которых мы уплачиваем налоги, и в этой схеме ещё что-то остаётся предприятию на его развитие.

-2

Мы движемся дальше, и открыли ещё одно предприятие – в сфере высоких технологий. 21 декабря 2017 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики». Согласно ему, деятельностью по оказанию услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, может заниматься только резидент Парка высоких технологий (ПВТ) и в порядке, установленном Положением о ПВТ. По прошествии двух с половиной лет после принятия Декрета № 8, можно с уверенностью утверждать, что регламенты и положения, принятые ПВТ во исполнение Декрета № 8, не позволяют развиваться цифровой экономике, — ради чего, собственно, этот Декрет и издавался. Создав для работы в области цифровой экономики предприятие, субъекту хозяйствования необходимо подготовить бизнес-проект, разработать внутренние регламенты и собрать многочисленные документы, а потом нужно еще несколько месяцев ждать решения научно-технической экспертизы и одобрения наблюдательного совета. Все это время предприятие работать не может, т.к. оно еще не вступило в резиденты ПВТ. Да и вступив в резиденты ПВТ, работать не может, т.к. ограничено их регламентами. Изучив все регламенты и положения ПВТ, приходим к выводу, что они направлены не на развитие цифровой экономики, а, наоборот, к тому, чтобы эта область экономики никогда не начала своего развития в нашей стране. Например, согласно Положению о требованиях ПВТ бизнес-проекты должны проходить международный аудит. Такой аудит стоит примерно 25000 белорусских рублей, если не больше. ПВТ практически приравнял операции с токенами к финансовым операциям, и как следствие предъявил требования о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, которые предъявляются к банковским, биржевым и страховым компаниям. Регламенты и положения ПВТ не позволяют создавать собственный токен, чтобы использовать его на международных площадках, хотя это дает огромные возможности к оказанию услуг на международном уровне. Все регламенты, принятые в развитие Декрета №   8, разработаны поверхностно, без учета опыта других стран, в которых цифровая экономика действительно развивается. Выглядит это так, что администрация ПВТ предприняла все меры к тому, чтобы в нашей стране не развивалась цифровая экономика. У проекта стартап практически нет возможности вступления в ПВТ, а это огромные потери в Республике Беларусь в виде неполученных технологий, налогов, рабочих мест. Рынок криптовалют в наше кризисное время составляет около 284 млрд долларов. Если бы в ПВТ были созданы нормальные условия для работы, белорусский бизнес занял бы нишу не менее 1% от общего рынка, что составило бы не менее 2,84 млрд долларов в год. Это не малые деньги для Республики Беларусь, плюс рабочие места и налоги.

Сегодня мир меняется семимильными шагами, и все сферы, которыми мы традиционно занимаемся: торговля, лес, строительство и другие отрасли, в большинстве своём – это уже какой-то африканский уровень. Всё это уже устарело и не даст никакого особого эффекта. Они будут давать «на жизнь», но это не бизнес, не развитие, а самозанятость. Мы просто доедаем то, что было создано нашими отцами и дедами, и если не продвигаться в новые сферы, не развивать их, то всё будет, как всегда… Сегодня нужно уходить от всей этой отсталой экономики в сторону технологий. Вся страна, каждое предприятие, каждый руководитель должны думать о том, что они могут сделать для этого, исходя из своих возможностей, чтобы двигаться в этом направлении. Необходимо развивать технологии, создавать сотни, тысячи высокотехнологичных предприятий в год – тогда будет результат. У меня есть планы на любой случай, я знаю, что мне надо делать. Например, мы всё равно через Совет министров РБ заставим руководство ПВТ принять такие положения и регламенты, которые позволят развиваться отрасли блокчейна и выйти на лидирующие позиции в мире. Если получать высокотехнологичный продукт, то и люди будут хорошо зарабатывать, и государство будет получать высокие налоги. Соответственно, будет из чего финансировать соцпроекты, запрлаты учителей, медицину, льготное строительство жилья и многое другое.

Ирина Саватеева: «Я ещё очень долго скучала по школе…»

В 2000 году мне захотелось попробовать свои силы в несколько иной сфере, нежели педагогическая деятельность, которой я занималась – была учителем-предметником, преподавала в школе белорусский язык и литературу. Первый год я ещё совмещала работу в школе с торговлей на рынке, но очень быстро поняла, что целесообразнее будет уделять больше времени и внимания торговле. Времена были тяжёлые, нужно было зарабатывать – в общем, год совмещала, а потом окончательно перешла в бизнес. Хотя ещё очень долго скучала по школе…

Начинала с палатки на рынке. Мы с мужем продали малосемейку, и часть денег – 900 долларов – вложили в первый товар. Это был великий риск при моей учительской зарплате порядка 50 долларов. Я очень тогда переживала. Впрочем, я не одна такая. Знаю людей, которые в 90-е с 300 долларов начинали. Взять кредит предпринимателю до недавнего времени было практически невозможно, так что всё на свой страх и риск… Другое дело, что малый стартовый капитал в торговле не позволяет набрать хорошие обороты, развиться в необходимой для успеха мере.

Занимались торговлей обувью, одеждой. В своей практике куда только за товаром ни ездили: и в Польшу, и в Москву, и в Гродно, и в Стамбул. Исследовали все доступные рынки поставщиков. Одно время пробовали торговать белорусским товаром, но в основном, конечно, старались удовлетворять потребности покупателей, учитывать спрос. Нужна более качественная, но и дорогая турецкая одежда – везём её. В Москве можно купить дешевле, но качество уже не то. Работала и напрямую с Китаем, но недолго: дорогостоящие перелёты, необходимость изъять из оборота энную сумму, чтобы сделать авансовый платёж, а товар прибудет только через полгода, издержки логистики в виде таможенных платежей и сертификации… Может быть, предпринимателям с более высокими оборотами это и интересно до сих пор, но не мне.

-3

Со временем появилась вторая палатка на рынке, третья. Вскоре объединили усилия с моей сестрой, так что получился уже семейный бизнес. В 2012 году открыли магазин по торговле обувью, через год – магазин одежды. С тех пор работаем с переменный успехом, хотя, конечно, после 2014 года ситуация в розничной торговле, как и в целом в экономике, не становится лучше, а мы всецело зависим от настроения, благосостояния большинства населения.

Со временем и в правительстве изменилось отношение к предпринимателям, и банки окрепли, так что кредиты на небольшие суммы последние годы стали реальностью и для ИП.

За эти годы было очень много планов, идей. В большинстве случаев помешала их начать реализовывать элементарная боязнь больших рисков. Хотя, если был необходимый стартовый капитал… Очень давно я мечтала открыть пекарню, печь хлеб для людей. Но всё время не хватало не столько капитала, сколько знаний, практического опыта. Набивать собственные шишки в новом деле, затеянном на совсем не дешёвые кредитные деньги, совсем не хотелось, а своим опытом реализации подобных проектов никто особо не делится. Так что пекарня – это пока мечта, но, надеюсь, она ещё может быть реализована.

Если говорить о том, что я сделала бы сейчас по-другому… Было бы более правильно в своё время не растрачивать свой ресурс на организацию поставок товара из Москвы или других рынков, а налаживать контакты непосредственно с производителями, летать к ним, выстраивать логистические цепочки. Это было бы правильно, это дало бы рост, что в свою очередь привело бы к расширению возможностей для развития. Хотя сейчас уже наступил такой момент, когда все наши привычные схемы устарели, стали экономически неэффективными. Новые технологии онлайн-торговли, методы работы, предложения и доставки товара, обработки клиентов постепенно вытесняют архаичную модель. Не скажу, что эта форма торговли окончательно уйдёт в небытие: человеку, исходя из его психологической сущности, всегда важно увидеть, пощупать, примерить и тут же купить. Думаю, ещё многие поколения людей от этого удовольствия не откажутся. Другое дело, что экономическая эффективность этого бизнеса уже минимальна, потому что часть клиентов мы потеряли. И я теперь очень жалею о том, что в своё время не стала вникать в новые технологии продвижения товаров. Нужно было, конечно, сразу вникать, идти в ногу со временем, предлагать товар на разных площадках. Я знаю несколько примеров того, что светлогорские предприниматели очень эффективно работают через интернет-магазины. И если сейчас у меня спросят совета идти ли им в розничную торговлю, я скажу «категорически нет». И не потому, что они будут моими конкурентами, а потому что этот бизнес уже неэффективен, никакого роста он не даст. Так что сейчас тенденция такая – люди массово уходят в IT-бизнес, даже не имея специального образования. Достаточно навыков менеджера, чтобы грамотно подобрать людей, которые будут затем у тебя работать.

Недавно выиграли аукцион на право аренды на три года бывшего помещения видеотеки «Синема». К сожалению, там пока не получится организовать общепит, как мы намеревались изначально – банк в условиях пандемии отказался финансировать такой проект. Так что туда пока переедут наши магазины. Сейчас идёт глобальная реконструкция объекта: с перекладыванием стен, прорезанием проёмов, заменой электропроводки и полов. Огромный объём работы… Помещение столько лет эксплуатировалось госструктурой, но никому и дела не было до того, что там, например, неисправная и устаревшая система пожарной сигнализации, которую теперь необходимо заменить. Что там нет своей площадки для мусора, своего контейнера… А мы не сможем открыться, пока не приведём всё в соответствие с требованиями законодательства.

С радостью могу вспомнить об успехах, о двух наградах – я стала лучшим предпринимателем Гомельской области в 2012 и 2013 годах. Два года я отучилась на курсах повышения квалификации, получила образование в области экономического права. Так что я филолог-юрист-экономист! И сегодня приятно думать о том, что мне удаётся помогать другим предпринимателям, отстаивать их интересы, в том числе и в судах. Вот уже 20 лет, вместе с моей подругой и соратником Жанной Яковлевной Роговой, мы занимаемся этой деятельностью, входим в рабочие группы различных уровней, разрешаем проблемные ситуации, вносим предложения, экономические обоснования. Это помощь людям, это живая жизнь, на этом пути у нас были и разочарования, но было и много успехов, которыми можно гордиться. Я всегда во всех своих начинаниях старалась реализовать себя по максимуму. И я не хочу останавливаться!

Николай Скороходов: «Лучше всего мне запомнились поездки в Польшу!»

Братья Николай и Олег Скороходовы работают в сфере розничной торговли строительными материалами и сантехническим оборудованием.

— Начинали лет 20 назад, если не раньше, как и все, на рынке – помните, был такой на улице Светлая? Начинали с самого ходового – с паласов, потом пошла сантехника, стройматериалы – в общем, торговали всем, что продавалось! Лет пять на рынке стояли точно! В 2007-м открыли в Светлогорске первый магазин-павильон, через несколько лет выкупили рядом павильон, который использовался раньше под кафе, и открыли в нём второй наш магазин. Затем провели реконструкцию, объединили павильоны в одно строение, благоустроили территорию. Под магазин «Евроопт» арендуют наше здание на ул. Богдановича.

-4

За эти годы лучше всего запомнились поездки в Польшу: те хорошие времена, когда сначала всё везли на продажу в Польшу, а потом – из Польши. Туда везли всё подряд: градусники, болты – чего только не возили! Когда в Польше всё наладилось, оттуда возили стройматериалы, пока это было свободно. Потом это всё стали ограничивать, зажимать… Сейчас на Польшу закупаться уже не ездим – только если по личным делам. В вопросе поставок постепенно всё стало на свои места: если года 3-4 назад мы ещё сами ездили, искали в Гомеле, в Минске, в Могилёве, то сейчас поставщики, а их у нас на два магазина под 80 фирм, практически всё привозят к нам сами. С некоторыми не один десяток лет уже сотрудничаем. Чтобы выживать в торговле, нужно всё время отслеживать колебания цен, постоянно выбирая лучшие предложения среди аналогичных. Поэтому сидеть и плевать в потолок совершенно не приходится – работаем, как и наши продавцы в магазине, полный рабочий день! Многие предприниматели, работающие по сантехнике, строительству, имеют у нас бонусы, как крупные покупатели. Скидки для таких до 15% доходят. Выгодно им, хорошо и нам. Решаем вопросы по бракам: крайне редко, но бывает, что покупатели возвращаются с претензией – заменяем без вопросов и разговоров, особенно если монтировали оборудование по всем правилам.

Самое главное в торговле – коллектив. Прибыль прибылью, но необходимо, чтобы люди были довольны. Хоть и говорят, что не в деньгах счастье, но и без них тоже никуда, и когда человеку плохо в материальном плане, он начинает хитрить-крутить. У нас даже в трудные времена продавец не был обижен, зарабатывал иногда даже наравне с директором. Ну а что делать?

Денежные обвалы? Да, они сказываются, но всё это преодолимо… Ну, отработали пару месяцев в ноль, выстояли, выкрутились. Люди зарплату получают исправно, ни разу мы не были должниками по налогам, наши счета никогда не были под арестом. Всё идёт по плану.

Мы уже особо ни за кем не гонимся, не пытаемся что-то кому-то доказывать. Зачем это? Жить есть где, кушать есть что, ездить есть на чём. А на чём ездить – какая разница. Стоит твоя машина 100000 долларов или 10 тысяч – лишь бы ездила. Если тебе хорошо, твоим работникам хорошо, – значит, всё нормально!

Коллектив компании «Ранак» поздравляет с Днем торговли всех причастных. Милых вам клиентов, невысоких налогов и хорошего товарооборота!

Андрей Липский