Найти в Дзене
УРОКИ ЛОГОПЕДА

Обследование звукопроизношения у ребёнка. Часть 2

Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п. Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка. Составление сводной таблиши дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.

В течение года Воспитатель отмечает в таблице все изменения в речи детей, это наглядно показывает результаты его работы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре, фразовой речи и о звукопроизношении каждого ребенка. В графе «Запас слов» воспит тель отмечает, каков запас слов - достаточный или не соответствует возрасту (когда ребе- нок не знает основных слов, которыми пользуются дети его возраста). В графе «Строение слова» отмечается, как ребенок произносит основные обиходные слова: правильно или сокращает, пропускает звуки, слоги, называет лишь отдельные слоги.

В графе «Фразовая речь» отмечается, как говорит ребенок: фразами или отдельными словами, правильно строит фразу или нет, согласовывает ли члены предложения в роде, числе и падеже, правильно ли пользуется предлогами. в графе «Звукопроизношение» отмечается следующее: 1) если ребенок произносит звук правильно, то в соответствующей клетке нужно ставить плюс (+); 2) если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клет- ке нужно ставить минус (-); 3) при замене одного звука другим в соответствующей клетке следует записать звук-заменитель; 4) при искажении звука нужно отметить характер искажения или хотя бы указать: «Произносит нечетко».

В графе «Примечание» нужно отмечать, как говорит ребенок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д.

Если перечисленных отклонений нет, то ставится плюс (+). В подготовительной к школе группе вместо граф «Запас слов (который в этом возрасте достигает большого объема), «Строение слова» (дети уже овладели различной структурой слов), «Фразовая речь» (дети уже согласовывают все слова в предложении) дается графа «Дифференциация звуков», где от- мечается следующее: 1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи, то в соответствующей клетке ставится плюс (+); 2) если ребенок путает сходные звуки, то в соответствующей клетке нужно ставить минус (-). Когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки в речи, в соответствующей графе (-) заменяется плюсом (+).

Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей.

Выводы по результатам обследования.

После подведения итого по обследованию, в конце сентября или начале октября, воспитатель проводит родительское собрание.

Он знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправиль ное произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте, рассказывает, в чем будет заклю- чаться помощь родителей по воспитанию правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения в словаре, во фразовой речи, в темпе и ритме речи и т. д., воспитатель беседует отдельно, рекомендует им обратиться к логопеду, строго выполнять все его указания.

Сам педагог также поддерживает связь с логопедом, показывает ему детей, если возникает необходимость, направляет их в специали- зированный детский сад (для детей с недостатками речи). Если это необходимо, он обеспечивает консультацию врачей разных специальностей: невропатолога, отоларинголога, ортодонта и др. Во всей своей дальнейшей работе педагог учитывает особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывает у детей правильную речь.