Найти в Дзене
HSE специалист

Проект правил противопожарного режима. Краткий обзор изменений

21 июля было официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 г. № 1034 отменяющее ряд положений нормативных правовых актов, касающихся вопросов пожарной безопасности. Среди десятка упоминаемых в постановлении документов есть и Правила противопожарного режима, утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Действующие Правила утрачивают свою силу в январе 21 года. К этому времени, скорее всего, будет утвержден новый документ, который в настоящее время уже прошел общественное обсуждение и получил положительное заключение по оценке регулирующего воздействия.
21 июля было официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 г. № 1034 отменяющее ряд положений нормативных правовых актов, касающихся вопросов пожарной безопасности. Среди десятка упоминаемых в постановлении документов есть и Правила противопожарного режима, утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Действующие Правила утрачивают свою силу в январе 21 года. К этому времени, скорее всего, будет утвержден новый документ, который в настоящее время уже прошел общественное обсуждение и получил положительное заключение по оценке регулирующего воздействия.

Существенных изменений не много. Когда в декабре 2019 года пошли слухи о том, что ППР будут меняться и приводиться в соответствие с принципами технического регулирования, мы, грешным делом, подумали, не уж-то свершилось, наконец-то начнется полноценный переход на риск-ориентированное управление в сфере пожарной безопасности. Однако, размещенный на https://regulation.gov.ru/ проект новых Правил развеял наши мечты. Чуда не произошло. Мы имеем, то, что имеем. И сейчас у нас с вами есть время подготовиться к вступлению в силу обновленных правил.

Краткий обзор изменений в Правилах противопожарного режима. Общие положения

Первое с чем мы сталкиваемся читая документ, это требование к обучению лиц мерам пожарной безопасности. В новой редакции Правил вообще нет упоминаний о пожарно-техническом минимуме, как о виде обучения мерам пожарной безопасности. В ст. 3 проекта говорится о дополнительном профессиональном образовании. Вероятно, к моменту официального опубликования новых Правил, МЧС России наконец-то сможет разработать документ вместо действующего 645 приказа МЧС.

В ст. 5 уточнены требования к наличию табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны. Если в старой редакции местом размещения табличек были определены складские, производственные, административные и общественные помещения, места открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок, то в новом проекте, требования конкретизированы и взаимоувязаны с техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, и касаются только складских, производственных, административных и общественных помещениях с постоянными рабочими местами.

В статье 9 (п. "в") конкретизировано требование к зданиям для летнего детского отдыха. В действующих Правилах содержится требование о запрете размещения детей на этаже с одним эвакуационным выходом. В новых оно конкретизировано: более 10 детей на этаже с одним эвакуационным выходом.

В проект ППР внесено новое требование, запрещающее использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга, если это не предусмотрено проектной документацией. (ст. 10).

Изменились требования к практическим тренировкам по эвакуации. Собственно, это отголоски расследования пожара в «Зимней вишни». До настоящего времени к практическим тренировкам по эвакуации, проводимым не реже 1 раз в год, привлекались только лица, осуществляющие свою деятельность на объекте защиты. В соответствии с требованиями новых Правил в тренировках должны участвовать также посетители, покупатели и другие лица, находящиеся в здании, сооружении.

Добавлено новое требование к объекту защиты, касающееся места размещения информации содержащее перечень помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (ст.12).

Приведено в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требование к органам местного самоуправления на территории городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, исполнительным органам товариществ на территории садоводства или огородничества. Если сейчас от этих субъектов требуется обеспечить наличие на земельных участках, где расположены жилые дома, наличие емкостей с водой или огнетушителей, то в новой редакции только наличие запасов воды для целей пожаротушения (ст. 15).

В ст. 20 уточнено содержание акта проверки состояния огнезащитного покрытия объекта защиты: «По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием дефектов огнезащитного покрытия, описанием характера дефектов (при наличии) и рекомендуемых сроках устранения повреждений».

Добавлено требование к содержанию и оборудованию противопожарных (противодымных) дверей: «Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств)» (ст. 21).

Внесены изменения в требования к объектам защиты (ст. 23), запрещающие:

г) устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности;

е) проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода);

м) размещать в лестничных клетках, поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров.

Конкретизированы требования к информации вносимой в Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (СППЗ):

  • результаты проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах;
  • результаты проверки средств индивидуальной защиты органов дыхания, зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности;
  • результаты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре;
  • сведения о работах по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений;
  • результаты проверки наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения;
  • сведения о работах по перекатке пожарных рукавов;
  • результаты проверки работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов;
  • сведения о работах, проводимых с системами и установками противопожарной защиты;
  • учет наличия, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей;
  • сведения о работах по обработке деревянных и иных конструкций огнезащитными составами;
  • сведения о работах по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений;
  • результаты проверки покрывала для изоляции очага возгорания на предмет отсутствия механических повреждений и его целостности.

Внесены изменения в требования к доступу в чердачные помещения, а также на технические этажи, в подполья и подвалы (ст. 25): «Двери чердачных помещений, а также технических этажей, подполий и подвалов, в которых по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей».

В ст. 28 конкретизировано требование к помещениям, где проводятся мероприятия с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.): «В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым пребыванием людей проводятся только в светлое время суток. В указанных помещениях должно быть предусмотрено естественное освещение».

Уточнено, что на объектах с массовым пребыванием людей при отсутствии информации по максимальному допустимому количеству людей в помещении следует принимать их количество по расчетной площади, приходящейся на одного человека — не менее 1 м2 (ст. 29).

Уточнено требование к работе запоров на дверях эвакуационных выходов (ст. 32). Если в соответствии с требованиями действующего ППР двери эвакуационных выходов должны были свободно открываться без ключа, то в новом ППР допускается их открытие дистанционно сотрудником, осуществляющим круглосуточную охрану.

Уточнены требования к противопожарным дверям: «наличие механизма для самозакрывания противопожарных (противодымных, дымогазонепроницаемых) дверей, дверных ручек, устройства «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем» (ст. 35).

Изменились требования по оснащению объектов с массовым пребыванием людей электрическими фонарями. В соответствии с действующим ППР их количество должно быть из расчета 1 фонарь на 50 чел. Проект ППР регламентирует наличие электрических фонарей только у дежурных (не менее одного фонаря на каждого дежурного) (ст. 36). Кроме того, дежурные должны обеспечиваться СИЗОД, которые проверяются руководителем организации 1 раз в год.

В ст. 41 уточнена норма о запрете размещать (складировать) ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие, легковоспламеняющиеся вещества и материалы, а также о запрете прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку

Конкретизировано требование о перечне знаков пожарной безопасности размещаемых на объекте. В проекте ППР добавлено требование о наличие знаков, обозначающих места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (ст. 42).

Уточнено требование к световым указателям направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, которое должно обозначаться указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными постоянно или в ночное время (ст.53).

Важные изменения в требованиях по доступности к источникам противопожарного водоснабжения. В действующих нормах содержится обязанность руководителя обеспечить доступность подъезда пожарной техники к ним, а также запрет на стоянку автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов. В новом ППР в ст. 54 это требование конкретизировано и запрет распространяется кроме упоминаемых мест размещения пожарных гидрантов на места вывода на фасады зданий, сооружений патрубков для подключения мобильной пожарной техники, а также в пределах разворотных площадок и на разметке площадок для установки пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники, на пожарных пирсах.

Расширен перечень субъектов, обязанных организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации систем противопожарной защиты. Если в действующих ППР это был руководитель организации, то в новом документе требования распространяются также на собственников либо лиц, уполномоченных собственником владеть, пользоваться и (или) распоряжаться объектом защиты (ст. 55).

Уточнена норма оснащения диспетчерского пункта (пожарного поста) электрическими фонарями из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и тела человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (ст. 61).

Уточнены требования к участкам для выжигания сухой травянистой растительности. Участок должен быть очищен от сухостоя, горючих материалов в радиусе 30 м. и отделен минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра (ст. 67).

На этом пока всё. Будем продолжать следить за подготовкой новых Правил.

Оригинал

Скачать проект Правил противопожарного режима

Скачать постановление Правительства РФ от 11.07.2020 г. № 1034 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации».