Найти в Дзене
Валерий Грачиков
Подписаться

Он был безбашенным и ловким чекистом. Прожил бурную жизнь и погорел на красивой женщине

Этот одесский еврей прожил на самом деле увлекательную, полную приключений и неожиданных поворотов жизнь. Она у него оказалась короткой, но зато такой, что приключений на сотню других человек хватит. Настолько этот талантливейший авантюрист и пламенный борец за дело революции много всего наворотил.

При этом закончилось все печально. Потому что 3 ноября 1929 года все его приключения закончились тем, что славного рыцаря плаща и кинжала поставили к стенке в НКВД. По одной из легенд он сорвал повязку с глаз и скомандовал расстрельной команде:

- По революции пли!

Но до этого он покуролесил более чем славно.

А начиналось все обыкновенно. Еврейский мальчик рос и стал электромонтером, а заодно членом отряда еврейской самообороны. Но грянул 1917 год и семнадцатилетний мальчишка оказался в центре бурных событий.

Ему еще не исполнилось 18-ти, а он в начале 1918 года вместе со знаменитым налетчиком Мишкой Япончиком формировал 1-й Добровольческий железный отряд в Одессе. Но какой-то там отряд был слишком маловат для кипучей натуры. Молодой человек добрался до Москвы и там быстро стал завотделом ВЧК по борьбе с международным шпионажем. Напомню, ему только 18 лет.

-2

Впрочем, с международным шпионажем он боролся не очень долго. Потому что 6 июля 1918 Яков Григорьевич Блюмкин вместе с другим чекистом, эсером Николаем Андреевым вошли в немецкое посольство, заявив, что им надо обсудить с послом судьбу арестованного чекистами родственника Мирбаха. Обсуждение приняло неожиданный поворот для посла, потому что он его не пережил – Блюмкин разрядил в Мирбаха револьвер, а Андреев для верности кинул пару бомб.

С этого эпизода начался мятеж левых эсеров, который большевикам удалось подавить только потому что латышские стрелки оказались надежными и под рукой.

Блюмкина за то, что расправился с немецким послом, приговорили к высшей мере социальной защиты. Но так как пистолет он разрядил в немца не просто так, а совершая

«подвиг во имя революции», то…

наркомвоенмор Троцкий добился, чтобы расстрел заменили на

«искупление вины в боях по защите революции».

Так в мире стало меньше на одного эсера, но зато больше – на одного пламенного троцкиста.

-3

Всю дальнейшую Гражданскую войну Блюмкин служил начальником охраны Троцкого. Он стал большевиком и совершенно спокойно сдавал своих бывших товарищей эсеров новым друзьям. При этом не стоит думать, что эсеров большевики смяли так просто. На того же Блюмкина эсеры в общей сложности покушались три раза. Но исключительная ловкость и моментальная реакция позволяли ему выжить.

К примеру, в кафе на Крещатике в Блюмкина стреляли почти в упор. И он все равно успел опрокинуться со стулом и ранения оказались не очень тяжелыми. Правда, все равно его положили в больницу. И что вы думаете? В окно палаты влетела граната. Но Блюмкин опять остался цел. Потому что моментально сиганул из окна.

В самом конце Гражданской войны и сразу после нее его здорово помотало по миру. В 1920 году он после знаменитого рейда «ихтамнетов» Раскольникова, угнавших из Персии белогвардейский флот под носом у англичан, Блюмкин отправился создавать компартию Ирана. Создал, а заодно помог прийти к власти хану Эхсанулле. Потом оказался еще дальше – воевал в Монголии с Унгерном.

-4

Между делами дружил с поэтами. В том числе был закадычным другом балагура, пьяницы и великого поэта Сергея Есенина. По одной из недоказанных теорий, именно Блюмкин помог Есенину оказаться в петле в «Англетере». Но эта история – из разряда конспирологии.

А вот то, что в октябре 1921 года он под псевдонимом Исаев (ага, именно отсюда и растут ноги Штирлица) под видом ювелира находился в Ревеле и там обнаружил связи работников Гохрана, воровавших «бриллианты диктатуры пролетариата» - совершенно точно. Так что Яше Блюмкину можно сказать спасибо за «настоящую» фамилию Максима Максимовича Исаева-Штирлица.

Он подавлял в Грузии восстание крестьян и работал советским резидентом в Палестине. Возможно, что переодетый в монгольского ламу принял участие в экспедиции Николая Рериха. И пока Рерих занимался всякой ерундой вроде поисков Шамбалы, его спутник решал куда более важные задачи - разбирался, можно ли свергнуть Далай-ламу. Потому что оказалось, что наш герой полиглот, без проблем осваивает восточные языки и является мастером перевоплощений. Блюмкин запросто мог изобразить респектабельного ювелира из западной страны, а потом превратиться в тибетского ламу или дервиша.

-5

Его арестовали в Индии англичане. Но ловкий чекист бежал из-под ареста вместе с секретными английскими картами и документами. А заодно работал представителем ОГПУ в Монголии и резидентом в Константинополе, продавал на Запад еврейские редкие книги из СССР и много еще чего воротил, пока не погорел. Из-за женщины.

В ОГПУ служили острожные люди и к таким ловким персонажам, крутившим темные дела во славу революции для наблюдения приставляли преданных товарищей. За Блюмкиным следила Лиза Розенцвейг. Она и сдала, что ее «подопечный» связывается с Троцким через Стамбул. Причем интересно, что Блюмкин прекрасно знал, что Лиза Розенцвейг рядом с ним не просто так. И все равно закрутил с ней роман, сделал ее любовницей, а сам собирался бежать за границу, так как почувствовал, что тучи сгущаются.

Сгубило Яшу Блюмкина желание устроить напоследок красивый жест. Он собрал чемодан с ценностями и отправился на Казанский вокзал. Но зачем-то позвал проводить его Лизу Розенцвейг. А та успела подать сигнал чекистам.

-6

Есть легенда, что когда Блюмкин увидел машину со ждущими его чекистами, он посмотрел на идущую с ним Лизу, выругался, а потом, как обычно смело и безбашенно распахнул дверь машины, сел в нее и резко сказал водителю:

«Вези в ОГПУ»!

Может быть, он надеялся, что сможет выкрутиться, как это удавалось ему много раз. Но времена поменялись, а на троцкистов как раз начиналась охота. И постоянная связь с ним была страшным преступлением.

Его судила «тройка», состоявшая из Менжинского, Ягода и Трилиссера – непосредственное начальство. Причем Трилиссер проголосовал против расстрела. Но Менжинский и Ягода были «За».

Считается, что к стенке его поставили в тот же день. И даже последний час этого ловкого чекиста оказался овеян кучей легенд. Про одну я рассказал в начале статьи. По другой – Блюмкин в свой последний час запел «Интернационал».

В любом случае – все сходятся в одном. Свой последний час он встретил достойно.

29 лет ему всего было. Но жизнь выдалась более чем бурной.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.