Миловидная дама на портрете, Екатерина Васильевна Энгельгарт (1761 - 1829 гг), была одной из шести племянниц всесильного князя Григория Александровича Потемкина - Таврического (1739 - 1791 гг.), крупнейшего государственного деятеля Российской империи при императрице Екатерине 2 (1729 - 1796 гг.).
Обаятельный красавец Григорий Потемкин начинал как фаворит императрицы, по слухам, был ее тайным венчанным супругом, и до последнего своего вздоха он оставался человеком, оказывающим на Екатерину 2 колоссальное влияние, не только ее подданным, и бывшим любовником, но и умным другом, и, практически, соправителем. Как завоевателя новых земель его ставили рядом с Петром Первым, он захватил Крым, переселил на Кубань запорожцев, основал много городов на юге, построил в этих городах верфи и флот, благодаря ему Россия укрепилась на Черном море... Его власть была неограниченной, богатства несметными, энергия неиссякаемой, но при этом сам он оставался человеколюбивым, добродушным и незлопамятным весельчаком.
Екатерина увидела его впервые во время дворцового переворота, сделавшего ее императрицей, и со временем приблизила к себе. Родом он был из смоленских дворян польского происхождения. Не совсем уж захудалые корни, но и ничего особенного. Его отец служил в армии Петра Первого, был участником Северной войны, но не показал выдающихся результатов. Григорий родился во втором браке его родителей, в котором, помимо его, на свет появилось еще пять дочерей. Любопытно, что его отец женился на его матери, молодой вдове, бывшей намного его младше, забыв развестись с первой супругой. И если бы не благородство первой жены, которая согласилась уйти в монастырь, чтобы этот брак стал официально признанным, Григорий считался бы незаконнорожденным. Впрочем, и без этого ходили слухи, что Григорий был сыном не своего отца, а заезжего молодца, в силу чего его родители чуть было не развелись, но так это или нет уже навсегда осталось неизвестным.
Детство будущего князя прошло в деревне, где он бегал вместе с дворовыми мальчишками босиком и в одной рубахе. После смерти отца он остался единственным мужчиной в семье. Мать и сестры его очень баловали. Впоследствии, его так же баловала императрица. С детства он был уверен в своей исключительности, в том, что станет министром и будет очень богат, хотя, если посмотреть на его жизнь в молодости, ничего вроде бы не предвещало такого будущего. Но то было чудное время образования новой знати, когда после реформ Петра, бывшие пирожники, денщики и певчие получали титулы и становились высшей аристократией или по причине личных заслуг или по причине расположенности царствующей особы. Собственно, такая же судьба была уготовлена и Потемкину, с тою лишь разницей, что он действительно обладал огромными способностями и стал выдающимся государственным деятелем, чей вклад в историю Российской империи был грандиозным.
Этот обзор был сделан для ввода в тему, чтобы дать легкое представление о среде, сформировавшей нрав человека и о причинах всеобщей терпимости к его слабостям.
А к слабостям Григория Потемкина относилась его довольно беспутная личная жизнь, которую очень осуждала его мать.
После того, как роман с Екатериной 2 перерос в партнерство, каждый из них заводил себе фаворитов, что совершенно не влияло на их личные взаимоотношения. Екатерина развлекалась с другими любовниками, ни один из которых, впрочем, не допускался к делам управления, и вообще ценился прежде всего за физическую красоту. Григорий Потемкин не знал теперь преграды своим страстям и заводил многочисленные романы разной степени сложности.
В 1767 году, умирает одна из его сестер, Марфа (Елена) Александровна, которая была замужем за смоленским помещиком Василием Андреевичем Энгельгардтом (ум. ок. 1794). Откуда такая фамилия у смоленского помещика мне выяснить не удалось.
У сестры было шесть дочерей. Из них самая старшая, Анна, вышла уже замуж, а вот пять младших, Александра, Варвара, Екатерина, Надежда и Татьяна, в 1775 году отправились к дяде, чья звезда в это время уже сияла очень ярко. Так же, у сестры было три сына. Как минимум один стал с подачи дяди государственным деятелем. Судьбу остальных я не нашла. Григорий Потемкин не имел законных собственных детей и именно племянники и их отпрыски стали потом его наследниками, получив грандиознейшие богатства.
Сестры были хорошенькие, но совершенно не образованные, их детство схоже было с детством самого Григория - в деревне, у бабушки, в простых условиях. Всех он довольно быстро сделал блистательными светскими дамами и выгодно выдал замуж. Все они стали родоначальницами аристократических династий. Все искренне любили своего дядюшку. Но некоторые особенно сильно... Три из пятерых племянниц, Александра, Варвара и Екатерина по мере взросления, стали его любовницами. Как писали современники ...Потемкин устроил себе гарем из собственной семьи...
Обычно указывают, что этот факт как то особенно шокировал современников. Но если мы вспомним 18 век, и нравы царящие в то время, это утверждение выглядит немного натянуто. Екатерина 2, к примеру, воспринимала отношения Потемкина с племянницами не как нечто возмутительное, а спокойно и с пониманием. Для европейской знати близкородственные связи и даже браки были в те времена вполне обычным делом. Многие Габсбурги женились на своих племянницах. За самой Екатериной 2 в юности во всю ухаживал ее родной дядя, а про графиню Ожельскую, описанную мною несколькими постами ранее вообще ходили упорные слухи как о любовнице собственного отца. Россия в этом плане не отставала от Европы. Не то, чтобы это все было объективно нормальным. Но в те времена уж точно никого не шокировало. Однако мало кто выставлял эти отношения так откровенно напоказ, как это делал Потемкин. И вот это то и возмущало непосредственных наблюдателей.
Героиня нашего заглавного портрета, Екатерина, или, как ее называл дядя "котенок", была красивее всех остальных сестер. Она обладала восхитительным лицом и ангельским характером. О ней оставила воспоминания художница Виже - Лебрен, которая писала ее портреты. Ангельский характер выражался, по всей видимости, в поразительной лени и флегматичном темпераменте. Екатерина была совершенно необразованной, и учиться чему либо не желала. Любимым ее занятием и высшим счастьем, по словам художницы, было лежать на кушетке без корсета, закутавшись в огромную черную шубу. Дядюшка осыпал ее бриллиантами, но когда гости спрашивали - отчего она их не носит, Екатерина флегматично отвечала - Для чего, для кого, зачем?
Она была по слухам, беременна от своего дядюшки, и когда это произошло, Екатерина 2, хорошо относившаяся ко всем сестрам, хотела выдать ее замуж за своего внебрачного сына от Григория Орлова - Алексея Бобринского (1762 - 1813 гг.). Бобринский в Екатерину был очень сильно влюблен. Однако, он славился только скандалами и долгами, и отдавать племянницу за дурака, да еще и сына Орлова Потемкин не захотел.
В итоге Екатерина была выдана замуж за графа Павла Мартыновича Скавронского (1757 - 1793 гг.), который являлся внучатым племянником Екатерины 1, внуком простого крестьянина, ставшего вельможей после того, как его сестра стала российской императрицей.
Граф был последним в своем роду и страшно богат. Он почти не знал России, и практически всю жизнь проводил в Италии, которую очень любил. Скавронский имел существенный сдвиг на музыке - в частности, он сочинял оперы и ставил их в итальянских театрах, тратя громадные средства на покупку как актеров, так и восторженных зрителей. Слугам было приказано говорить с ним только нараспев и речитативами, так что его собственная жизнь проходила тоже как бы внутри оперы: ... Кучер, вывезенный из России, был также обучен музыке. Он басом осведомлялся у барина, куда он прикажет ехать. Своей густой октавой он нередко пугал прохожих, когда на певучие вопросы графа начинал с козел давать певучие ответы... Меню пел метрдотель; официанты, разливая после каждого блюда вино, хором извещали о названии предлагаемого ими напитка...
В 1781 году за этого субъекта Потемкин отдал свою племянницу. После свадьбы муж, уже в качестве русского посла в Неаполе, отбыл обратно в Италию, а вот Екатерина еще 5 лет практически жила в России с дядюшкой.
Тем не менее, в 1782 и в 1783 годах, Екатерина родила мужу двух дочерей - Марию и Екатерину (не спрашивайте меня, кто был их отцом, этого не разобрать!) Обе вели слишком свободный даже и для тех времен образ жизни, и оставили только незаконнорожденных наследников. Обе скончались в 1857 году.
В 1793 году в возрасте 36 лет Павел Скавронский умирает. Его вдова, через некоторое время, опять выходит замуж, но уже по большой любви.
Вторым мужем Екатерины был граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе, известный в России как Юлий Помпеевич Литте ( 1763 - 1839 гг.) государственный деятель, вице адмирал Российского императорского флота, самый высокопоставленный придворный чиновник Российской империи с 1826 по 1839 год.
Он родился в миланской аристократической семье, воспитывался иезуитами, был мальтийским рыцарем. Когда случился роман со Скавронской, баснословно богатой красавицей вдовой, за Литте, который был посланником Мальтийского ордена при российском дворе, перед римским папой ходатайствовал лично император Павел 1, который по непонятной мне причине вообще очень хорошо относился к Екатерине Скавронской, бывшей Энгельгард. Он убедил папу снять с графа Литте обет безбрачия, который тот дал, вступая в Мальтийский орден. И после этого влюбленные смогли сочетаться законным браком. Павел осыпал Литте почестями, в частности, сделал его графом еще раз, уже русским. А Литте, в свою очередь, принял русское подданство.
Детей у Екатерины и Джулио не было. Но у него была дочь от падчерицы, старшей дочери Екатерины - Марии. Естественно, незаконная. Ей он завещал почти все свое громадное состояние, не забыв и других своих незаконнорожденных детей.
Екатерина умерла в 1829 году, в Санкт Петербурге, в возрасте 68 лет. До самой старости она, по отзывам современников, сохраняла свою чарующую привлекательность.
Далее - немного информации о ее потомках.
Ее старшая дочь Мария дважды официально была замужем. Оба брака окончились разводом.
С 1800 по 1804 гг. она была женой графа Павла Петровича Палена (1775 - 1834 гг.), впоследствии генерала и героя, а тогда молодого красавца, гусара, в которого была так же влюблена и ее сестра Екатерина.
Родные были против такого брака. Поэтому Мария обвенчалась с любимым вопреки их воле. Она оставила роскошную жизнь и стала кочевать с мужем по гарнизонам. В 1803 году в крестьянской избе она родила дочь, которую назвала Юлией. Принято считать, что настоящим отцом ребенка был ее отчим, граф Литте, в честь которого и была названа девочка. Вскоре супруги развелись, причем отношения их были абсолютно испорчены, и Мария вернулась в столицу, к привычной жизни.
Но, видимо, военные были ее слабостью, потому что следующим мужем Марии в 1807 году стал другой военный, польского происхождения, граф Адам Петрович Ожаровский (1776 - 1855 гг.). Тоже, естественно, красавец.
Детей в этом браке не было. Муж изменял Марии, в том числе с известной красавицей и фавориткой императора Александра 1 Марией Нарышкиной. Супруги развелись до 1818 года.
Все, что мне удалось узнать о жизни Марии после этого - она уехала в Париж и занималась там музыкой и пением.
Дочь Марии, внучка Екатерины - Юлия Павловна Пален, по мужу Самойлова (1803 - 1875), не имела родных детей, и тоже отличалась насыщенной личной жизнью.
Воспитывали ее бабушка Екатерина и дедушка Джулио, который скорее всего был ее отцом.
Замуж она вышла в 1825 году за графа Николая Александровича Самойлова, 24 - летнего флигель-адъютанта императора, который приходился ей троюродным дядей.
Графа скрутила на этот брак с богатой невестой его мать, влюблен же он был совсем в другую, что не способствовало укреплению отношений между супругами. Кроме того, он был игрок и любил кутежи. Молодая супруга тоже не отличалась верностью. Через пару лет они разъехались, по взаимному согласию не мешать друг другу жить, но официально не разводились, так что после смерти Николая Самойлова в 1842 году Юлия официально считалась его вдовой.
После разъезда с мужем Юлия уехала в Италию. Там она окружила себя людьми богемы, и ее любовником стал художник Карл Брюллов, которому она оказывала большое покровительство.
Они разъезжались, съезжались, пока в 1846 году графиня не вышла замуж за молодого и необыкновенно красивого, но, совершенно безродного итальянского певца, потеряв при этом графский титул. Певец почти сразу умер, а титула уже не было. Юлию это очень расстраивало. В 60 лет она вернула звание графини, выйдя замуж в третий раз за разорившегося французского графа и дипломата. Они разъехались почти сразу. Юлия получила титул, а ее муж - громадное содержание, которое практически разорило его жену.
Собственных детей графиня не имела, но воспитывала двоих девочек-итальянок, дочерей миланского певца и композитора Джованни Пачини. Упоминают, что графиня Самойлова, не ограничивавшая себя ничем, была одной из любовниц композитора - также как и Полина Боргезе, сестра Наполеона. Потом, приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини деньги и имущество, обещанные им на приданое. Умерла Юлия полностью разоренной.
Вообще, она была настолько оригинальной особой, что некоторые наблюдатели полагали источником странностей графини некоторый непорядок с головой.
Вторая дочь Екатерины Скавронской, тоже Екатерина, в 1800 году была выдана замуж за князя генерала Петра Ивановича Багратиона (1765 - 1812 гг). Брак этот был устроен лично Павлом 1, который благоволил к Багратиону и из лучших побуждений подыскал ему красивую и очень богатую жену.
Это была неудачная затея императора. Супруги совершенно не подходили друг другу. Екатерина в 1805 году сбежала от мужа в Европу, якобы, лечиться, и вела там травмирующий его образ жизни. Она была очень похожа на мать и внешне, и, так сказать, внутренне. Любила появляться на балах в прозрачных платьях, показывая свою великолепную фигуру в практически обнаженном виде. Заводила многочисленные романы. В числе ее любовников был граф Меттерних, ставший в 1810 году отцом ее дочери Марии Клементины. Причем ее мужа заставили признать эту дочь своей, и дать ей фамилию Багратион.
В 1812 году Багратион пал в сражении, а его супруга стала вдовой, но в ее жизни ничего не изменилось - она все так же жила в Европе и блистала на балах. В 1814 году на Венском конгрессе она сблизилась с Александром 1, который использовал ее легкомысленность, чтобы узнать ход дел у Меттерниха. Меттерних в своих мемуарах писал позже, что между ним и царем даже вспыхнула ссора из за Екатерины, и Александр якобы даже вызвал его на дуэль. Такие кипели страсти)
С 1815 года она жила в Париже, все так же привлекая внимание своими многочисленными любовными похождениями и богатством. В 1830 - м ненадолго сходила замуж за английского генерала и дипломата Карадока, лорда Хоудена (1799 - 1873 гг.), но вскоре супруги развелись, и Екатерина вернула себе фамилию Багратион. Второй муж был младше ее на 16 лет.
И так вот весело, ни в чем себе не отказывая, Екатерина Багратион дожила до 73 лет, после чего скончалась и была похоронена в Венеции.
Дочь Екатерины Багратион, внучка Екатерины Скавронской (Литте) Мария Клементина Багратион (1810 - 1829 гг.) прожила недолго. О ее жизни мне не удалось найти информации, кроме того, что она вышла замуж за графа Отто фон Бломе, родила сына Отто Пауля Юлия Густава фон Бломе (1829 - 1906 гг.), скорее всего, умерев при родах, и ее потомки от этого брака прослеживаются до конца 20 века, но все они уже давно немцы...
Вот такая свистопляска из истории жизни нескольких поколений потомков героини нашего портрета открылась. Очень наглядные биографии. Никаких особых злодейств. Стандартные жизни. Очень характерные для своего времени и умонастроением и рисунком. Тем, на мой взгляд, и интересные...