Найти в Дзене

Почему красный диплом учителя - ещё не гарантия трудоустройства? Делюсь опытом трудоустройства на юге

Когда я собирался переезжать на юг, то не сомневался, что найду там работу по специальности: школьный учитель - такая же востребованная профессия, как, скажем, повар или врач. Однако после нескольких попыток трудоустройства в местные школы (посылавшие заявки в центр трудоустройства на учителя моей специальности) я понял, что красный диплом учителя и тридцатилетний (без малого) педагогический стаж - ещё не гарантия того, что вас возьмут на работу. История 1 В эту школу я устроился на работу почти случайно: относил документы дочери девятиклассницы. Когда секретарь узнала, кем я работал до переезда, тут же пригласила директора школы, и они вдвоём убедили меня устроиться учителем русского языка и литературы. Зарплату обещали 24 тысячи рублей и больше. Начался учебный год, в целом отношения с учениками у меня складывались всегда хорошие. Не была исключением и эта школа. Но два класса, пятый и седьмой, у меня вызывали шок почти на каждом уроке. Причина была общая: в обоих классах вместе с н
Фото из открытых источников yandex.ru.
Фото из открытых источников yandex.ru.

Когда я собирался переезжать на юг, то не сомневался, что найду там работу по специальности: школьный учитель - такая же востребованная профессия, как, скажем, повар или врач.

Однако после нескольких попыток трудоустройства в местные школы (посылавшие заявки в центр трудоустройства на учителя моей специальности) я понял, что красный диплом учителя и тридцатилетний (без малого) педагогический стаж - ещё не гарантия того, что вас возьмут на работу.

История 1

В эту школу я устроился на работу почти случайно: относил документы дочери девятиклассницы. Когда секретарь узнала, кем я работал до переезда, тут же пригласила директора школы, и они вдвоём убедили меня устроиться учителем русского языка и литературы.

Зарплату обещали 24 тысячи рублей и больше. Начался учебный год, в целом отношения с учениками у меня складывались всегда хорошие. Не была исключением и эта школа. Но два класса, пятый и седьмой, у меня вызывали шок почти на каждом уроке.

Причина была общая: в обоих классах вместе с нормальными учениками "учились" дебилы, то есть дети, у которых имелся официальный медицинский диагноз: "дебилизм". Двое из трёх дебилов были братьями: мамочка у них регулярно рожала на свет крепких красивых дебильных мальчиков, создававших большие проблемы для окружающих, но, видимо, не для одинокой мамаши, живущей на пособие и материнский капитал.

Согласно законодательству, такие дети на протяжении всего периода обучения приравниваются к ученикам младшей школы. На практике это означает, что учитель не имеет права даже повысить голос на этого ученика, чем бы дитя не занималось на уроке. А дети-дебилы мне попались общительные, им мало того что не хотелось заниматься учёбой, нужно было постоянно общаться: плеваться в одноклассников жёваной бумагой, толкать их, разговаривать и т. п.

Классный руководитель пятого класса, пришедшая в школу в качестве социального психолога, решилась на гениальный педагогический эксперимент: назначила мальчика-дебила командиром класса. По замыслу, очевидно, мальчик должен был стать примером для всех одноклассников и превратиться в отличника.

Мальчик действительно стал примером для всех одноклассников, но его поведение не изменилось: наоборот, теперь все его одноклассники начали вести себя как дебилы. Простая логика: если вы смешиваете килограмм шоколада с килограммом дерьма, то в результате вы получите два килограмма дерьма, а не шоколада. В результате весь класс стал практически необучаемым.

В седьмом классе ученики пытались воздействовать на дебилов одноклассников теми средствами, какие запрещены законодательством для учителей: громким криком и попытками физического воздействия. Скажем прямо, вести уроки стало вообще бессмысленно: даже словарный диктант превращался в длительные поиски тетради, ручки, портфеля и пр.

И вишенкой на торте стал день зарплаты: за ежедневное проведение шести уроков я, по итогу, получил 18 тысяч рублей, т. е., на 6 тысяч меньше обещанного. Как объясняли опытные люди, такие меры предваряют повышение зарплаты: сначала учителям без объяснений понижают оплату труда, а потом торжественно повышают практически на ту недоплаченную сумму, объявляя всему свету о повышении заработной платы учителей. Такой вот чиновничий лайфхак, как повысить зарплату бюджетникам без вложения денег...

Честно скажу, у меня не было опыта работы с дебилами. Там, где я жил раньше, подобных ребят распределяли еще в дошкольном возрасте в соответствующие учебные учреждения, и самый отъявленный хулиган при этом, по сравнению с официально признанным дебилом, был милейшим и адекватным учеником, которого можно было заставить учиться хотя бы по минимуму усилий.

Работать с этими двумя классами профессионально я не мог, а непрофессионально мне не позволяла совесть: если уж ты - учитель, так учи, а не изображай учителя.

Да, заранее сообщу желающим бросить в меня камень по поводу недостаточного профессионализма: в вузе учат будущих учителей тому, как работать с НОРМАЛЬНЫМИ и АДЕКВАТНЫМИ детьми, а не вот это всё. Для умственно отсталых детей были особые программы и специально подготовленные специалисты. Смешав в одном потоке нормальных детей с дебилами, реформаторы окончательно добили среднее образование.

К слову сказать: после меня из этой школы уволились ещё два преподавателя, пришедшие на эту же нагрузку. Пятый класс (с дебилом-командиром) расформировали, а вот седьмой через два года сдал ОГЭ по русскому языку с рекордным результатом: 100 % на "неудовлетворительно". Слава Богу, я в этом позоре уже не участвовал. Но в этом классе были и неплохие ребята... Их особенно жаль.

А учителя русского языка и литературы по-прежнему в дефиците.

Продолжение следует.