Даже ныне признанные классики мировой литературы в прошлом становились мишенью для цензоров, которые умудрялись находить неугодные моменты в романах «Приключения Гекльберри Финна» и «Убить пересмешника». Портал Biographile.com рассказал о пяти таких случаях, а T&P перевели текст.
В 1885 году публичная библиотека Конкорда в Массачусетсе приняла решение запретить новый роман марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» на основании наличия искаженной грамматики и использования грубых слов. Твен в обычной для себя саркастической манере согласился, что его книга наносит детям вред — он обосновывал это тем, что сам прочитал в детстве книгу, неподходящую для детей — и называлась она Библия.
Воннегут часто использовал в своих произведениях язвительность, сарказм и буффонаду, но известие о попытке запрета его книги школьными советами воспринял крайне серьезно. В его письмах были найдены необычайно волнительные абзацы, в которых он выступает с защитой своего романа «Бойня номер пять», который цензоры сочли аморальным из-за ненормативной лексики. После того, как в школе города Дрейк в Севрной Дакоте В 1973 году сожгли несколько экземпляров романа, Воннегут писал ее директору: «Некоторые члены вашего сообщества сочли мои книги злом. Меня это невероятно оскорбляет. Новости из Дрейка указывают мне, что некоторые писатели и их произведения кажутся вашим жителям не соответствующими реальности. Я пишу вам, чтобы показать, насколько я реален».
Спустя тридцать лет после публикации знаменитый роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» был самой цензурируемой книгой в публичных школах Америки. В то же время роман занимал второе место по количеству краж из библиотек. Среди претензий к рассказу о пребывании Холдена Колфилда в Нью-Йорке указывались излишнее количество курения, антисоциальный настрой главного героя и общая противоречивость романа. Все это же обеспечило его популярность на долгие годы вперед.
Обычно цензоры пытаются запретить книги, руководствуясь моральными принципами, но в случае с «Гроздьями гнева» Джона Стейнбека решение было чисто политическим. Когда роман, описывающий нищенскую жизнь семьи рабочего-мигранта Тома Джоуда, вышел на прилавки, организация «Объединенных фермеров» выразила свое негодование путем публичного сожжения экземпляров книги. Ее члены утверждали, что Стейнбек был социалистом, который в целях левой пропаганды гиперболизировал те обстоятельства, в которые мог попасть Джоуд. Также гонениям со стороны цензоров подвергалась его повесть «О мышах и людях».
Харпер Ли было что сказать, когда школьный совет Гановера в штате Вирджиния решил запретить ее роман «Убить пересмешника». В письме к главному редактору местной газеты Ли писала: «Услышав что повесть аморальна, я была вынуждена начинать отсчитывать время до 1984 (ссылка на антиутопию Джорджа Оруэлла — прим. ред.), для того чтобы увидеть лучший пример двоемыслия… Тем не менее, мне кажется, что проблема в невежестве, а не в марксизме».
Оригинал текста можно прочитать на biographile.com.
Материал подготовлен редакцией T&P.