/Глава из книги В.И. Щербаченко «КТО ТЫ ЖДАН-ПУШКИН?»/
Игра затянулась далеко за полночь. Начальнику Бирючинской инвалидной команды Ждан-Пушкину явно не везло. Уже были проиграны енотовая шуба, золотые часы, деньги…По его усталому лицу текли капли пота. Снова проигрыш. «Может закончим на этом» предложил ему партнёр Лишкин. «Нет!» - упрямо ответил капитан. Подошёл к буфету и принёс оттуда дюжину серебряных ложек… «Карта бита», - и Лишкин, бросив карты, подвинул к себе ложки.
Утром Лишкин с трудом продрал глаза, кто-то его тряс. Перед ним стоял, вытянувшись, бирючинский исправник. «В чём дело?» - строго спросил Лишкин. «Ваше благородие, капитан Пушкин застрелился». Оказывается, после ухода Лишкина капитан принял свой проигрыш как катастрофу. Взял пистолет и выстрелил в сердце.
Следствие выяснило. Что капитан проиграл в тот вечер вещей на сумму 150 рублей. Суммы вполне было достаточно, чтобы завести на Лишкина уголовное дело, согласно указу императрицы Екатерины II, запрещающему картёжную игру. Дело передали в гражданский суд. Вся эта история с трагическим концом проигравшего капитана не привлекла бы наше внимание, если бы не редкая его фамилия Ждан-Пушкин. Сразу же задаёшься вопросом, а не связан каким-либо родством он с великим поэтом.
Родословная А.С. Пушкина изучена хорошо. Недавно повторно, после серьёзной проверки и дополнений, выпущена книга академика С.В.Веселовского «Предки и потомки А.С. Пушкина в истории» М. 1990. В ней фамилии Ждан-Пушкина нет. Академик пишет, что в 150-м колене рода при подаче росписи рода в родословную палату Никитой Борисовичем Пушкиным, последний, кичась своим богатством, «однородцами новгородских Пушкиных не признал».
И хотя после, по указу от 22 июля 1897 года их всё-таки внесли в новую родословную книгу, новгородских Пушкиных в ней нет. И вообще, по нашему мнению, эта родословная исчезла из поля зрения исследователей. Возможно Новгородских Пушкиных. Возможно, Ждан-Пушкин – из Новгородских Пушкиных. Вполне допустимо, что прежде существовала фамилия Пушкина с именем (или прозвищем) – Ждан, которое затем вошло в неё и стало второй фамилией.
Роспись рода, крайне куцая, Ждан-Пушкина имеется. Теперь предстоит найти и соединить связь между родами Ждан-Пушкина и поэта. Что же касается его партнёра, Фёдора Петровича Лишкина, он служил в Бирюче землеустроителем. Конечно, дело в суде по поводу карточной игры «по- крупному» спустили на тормозах. Тогда все: и чиновники, и военные – играли в карты. Лишкина – губернского секретаря (*1), скоро переведи в Воронеж в губернскую чертёжную. В 1863 он уволен в отставку. Владел в Валуйском уезде хутором Россошь (Алексеевское) с 17 душами крепостных. Такая вот история.
Подготовил к публикации Борис Евдокимов
*1 – Губернский секретарь – XII чин, равный в армии поручику.