Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не толь- ко отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую не- точность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен не четко.
Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспн. татель предлагает малышу принести звук по подражанию. Он говорит «Летит комарик и звенит - з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з пра-вильно, это означает, что изолированное произнесение звука воз- можно, хотя в речь ребенок его еще не ввел.
В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное вве ление его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный авук и лишь потом вводить его в речь.
При обследовании речи детей педагог обращает внимание на тем их речи, четкость, правильность произношения слов, звон- кость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.
Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предложений, нару. шення в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, обследуют с использованием сюжетных картинок.
С их помощью воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в оформлении ре- бенком фразы. В процессе обследования нельзя повторять непра- вильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения.
Оформление результатов обследования.
Проводя индивидуальное обследование, воспитатель Все ответы детей записывает п тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждо- го ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педа- гоr отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении арти- куляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), так как такие дети нуждаются в консультации ортодонта.
Затем записывает в тетради состояние звукопроизношения: а) пропуск звука («коова», «ыба»); б) замену звука («колова, глыба»); в) искажение звука (звук имеется, но звучит непра- вильно); г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).
Отмечается также состояние словаря: а) соответствует ли словарь возрасту; 6) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки; перестав- Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает: ляет слоги, звуки; называет только отдельные слоги). а) как говорит ребенок - фразами или только словами; 6) правильно ли строит фразу - согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т. д.; в) состояние связной речи - может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.