Найти тему
52,6K подписчиков

"Суворов" (СССР, 1941) и "Богдан Хмельницкий" (СССР, 1941): два сталинских лауреата

146 прочитали
 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.

Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др. 17 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.-2

Режиссер Всеволод Пудовкин (1893-1953) поставил 14 полнометражных игровых фильма, три из которых («Суворов», «Адмирал Нахимов», «Возвращение Василия Бортникова) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.-3

Режиссер Михаил Доллер (1889-1952) поставил десять полнометражных игровых фильмов, но только «Суворову» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Суворов» вышел в прокат 23 января 1941 года и был очень тепло встречен прессой и публикой и в том же году удостоен Сталинской премии.

 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.-4

Однако спустя двадцать лет авторы «Краткой истории советского кино» подошли к «Суворову» уже с точки зрения не «державных», а «оттепельных» идеологических позиций: «Столкновение Суворова и его соратников с придворной знатью – основной конфликт фильма. В этой неравной борьбе моральная победа за Суворовым. … Павел (А. Ячницкий) и Аракчеев (М. Астангов) охарактеризованы в фильме очень лаконично. Актеры в трактовке образов исходили из злых, но метких прозвищ: первый - «коронованный фельдфебель», второй – «бес лести». Именно эти черты подчеркивались в портретах Павла и Аракчеева. … Следует отметить, что историческая концепция фильма была не во всем верна. Известно, что, создав прогрессивную «Науку побеждать» и применив ее на практике, Суворов в то же время принимал участие в войнах российской монархии. Это неизбежное противоречие в деятельности великого фельдмаршала и его «чудо-богатырей», которым приходилось умирать за антинародное дело господ, не нашло отражения в фильме» (Грошев и др., 1969: 277-278). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.

 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.-5

Богдан Хмельницкий. СССР, 1941. Режиссер Игорь Савченко. Сценарист Александр Корнейчук. Актеры: Николай Мордвинов, Гарэн Жуковская, Никита Ильченко, Виталий Полицеймако, Михаил Жаров, Борис Андреев и др. 16 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.-6

Премьера этой исторической драмы, действие которой происходит на Украине в 1648 году, состоялась 7 апреля 1941 года, а на следующий год «Богдан Хмельницкий» получил Сталинскую премию…

 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.-7

Разумеется, этот фильм Игоря Савченко (1906-1950) отражал предвоенную антипольскую политическую конъюнктуру, но миллионы зрителей шли в кинотеатры, привлеченные яркими актерскими работами и общим историческим антуражем…

 Суворов. СССР, 1941. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Сценаристы Георгий Гребнер, Николай Равич. Актеры: Николай Черкасов, Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин и др.-8

В «Краткой истории советского кино» отмечалось, что в «Богдане Хмельницком» «накопленный опыт и особенности дарования Савченко получили дальнейшее развитие. Работу над этим фильмом отличало зрелое, высокое мастерство, проявившееся прежде всего в уверенной лепке человеческих характеров. … В народных и батальных сценах авторы фильма следуют за «Тарасом Бульбой»… Органическое соединение комедийного плана с трагическим выявляет в картине дух могучего оптимизма украинского народа» (Грошев и др., 1969: 283). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.

А каковы Ваши мнения об этих фильмах, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020