Обычным, не королевским, оказалось торжество 28 июля 1540 года. Какая помпа, ведь это же пятый брак государя Генриха VIII! Но его избранница, молодая красавица Екатерина Говард, все равно лучилась от радости. Пускай ее не короновали по-настоящему, но зато владыка Англии осыпал любимую такими ослепительными дарами! Только что провозглашенная королева каждый день меняла платья: бархат сменялся шелком, на парчу накидывали меха... Эта беззаботная юная женщина понятия не имела, что ее счастье будет коротким. И ожидает ее такая же невеселая судьба, какая постигла ее родственницу, Анну Болейн.
Да-да, вторая и пятая жены «синей бороды» Генриха VIII были двоюродными сестрами. А еще королева номер 5 носила такое же имя, как и первая супруга государя. Ничуть не удивительно: если монарх так часто вступает в брак, совпадения неизбежны. Из всех других жен английского короля Екатерина Говард выделялась легкостью характера (граничащей с легкомыслием), незлобивостью, отсутствием повышенной религиозности, и прямо-таки детской непосредственностью. Она вела себя как прелестное дитя, и, глядя на эту юную деву, Генрих VIII отдыхал душой. В момент их свадьбы королю было под пятьдесят, его супруге – всего 17.
Екатерина, хотя и не была принцессой, происходила из знатного английского рода. Дядюшка, герцог Норфолк, занимал прочное положение при Дворе. Даже тучи над Болейнами не помешали благополучию этой семьи, а ведь они были близкими родственниками – Элизабет Говард, сестра отца Екатерины, стала матерью королевы Анны.
Но если знатность Говардов не вызывала сомнений, то их финансовое благополучие оставляло желать лучшего. Отец Екатерины был третьим ребенком среди 21! Прокормить такую ораву было непросто… Да и сам он прижил от жены шестерых детей, притом, что у той от первого брака имелось еще пятеро. Добавим к этому расточительность отца… Неудивительно, что Говарды всегда нуждались и частенько обращались за помощью к родственникам.
Чтобы содержать детей, вечно обремененный долгами Эдмунд Говард придумал отсылать их к более успешной родне. Так в 1528 году, в возрасте 5 лет, Екатерина попала в дом к герцогине Норфолк. Вместе с ней приехали несколько братьев и сестер, у которых не было даже по второй нательной рубашке! В башмаках зияли дыры! А волосы девочкам забыли, когда мыли...
В Чесворт-хаусе Екатерину одели, обеспечили пропитанием, но не заостряли внимания ни на образовании, ни на воспитании. Живая и смешливая Говард любила танцы, верховую езду и собак – эти существа всегда были добры с ней. Поскольку герцогиня-опекунша не следила за девочкой в должной мере, Екатерина рано попробовала вино и в довольно юном возрасте уступила настойчивости молодых мужчин. Одним из первых ее любовников стал учитель музыки и танцев Генри Мэннокс.
Историки уверены, что Мэннокс не просто соблазнил девушку, а у него были далеко идущие планы – жениться на дочери лорда Говарда. Однако такой союз не принес бы учителю никаких весомых выгод, ведь за Екатериной не давали практически никакого приданого. Но в то же время, ему не могли позволить войти в аристократическую семью, а потому в 1538 году Мэнноксу указали на дверь.
Другим обожателем Екатерины стал секретарь герцогини, Френсис Дерем. Этот человек также планировал женитьбу на девушке, но в 1539 году об их отношениях узнала опекунша Екатерины. Секретаря выгнали вслед за учителем, а юную ветреную особу пристроили ко Двору, в свиту королевы Анны Клевской.
Очаровательная девушка составляла резкий контраст со «фламандской кобылой», как называл жену Генрих VIII. Его союз с Анной оказался рекордно коротким – английский государь не пожелал видеть клевскую принцессу в качестве своей супруги. Он потребовал от доверенных лиц начать поиски другой невесты, и в тот момент дядя Екатерины понял, как можно использовать желание короля жениться на красавице. Это был настоящий шанс для Говардов и Норфолков! Девушку стали тщательнее одевать и чаще показывать Генриху. Рыбка попалась на крючок феноменально скоро!
Екатерина появилась при Дворе зимой 1540 года, а в начале лета король уже изъявил желание жениться на ней. Церемонию венчания 28 июля провел лондонский епископ Боннер, а спустя несколько дней молодоженам пришлось буквально бежать из столицы – из-за вспышки чумы. Несколько месяцев король и королева путешествовали по своим замкам, и Екатерина буквально купалась в счастье. Генрих VIII был с ней щедр, король утверждал, что она «роза без шипов», и всячески демонстрировал свою любовь.
Но… взлет всегда привлекает завистников и недоброжелателей. К тому же Екатерина была неосторожна. Она сделала своим секретарем того самого Френсиса Дерема, за которого когда-то собиралась замуж. Она позволяла Томасу Калпеперу, еще одному персонажу ее прошлого, выказывать ей знаки внимания. Собственные враги Екатерины объединились с врагами ее дяди Норфолка, и начали готовиться нанести удар.
Обвинение против Екатерины звучало так: легкомысленная особа вела свободный образ жизни до свадьбы и после нее. Список мужчин прилагался. Королю его вручили 1 ноября 1540 года, и Генрих VIII… расплакался!
Взрослый мужчина с бородой рыдал как ребенок, узнав, что жена неверна ему. Последовали допросы всех лиц, включая королеву. Екатерина упрямо настаивала, что ни в чем не виновна. Что ее оговорили. Что в ее жизни не было никого, кроме государя. Ее «соучастники» оказались слабее, и признались в адюльтере. Нашлись и свидетели неверности Екатерины – ее друзья по дому Норфолков, ее придворные дамы. Круг сжимался, и молодая королева попала в ловушку. Ничего кроме своих слов против слов обвинения она предоставить не могла.
23 ноября ее лишили королевского звания. Затем Екатерину поселили в монастыре, где она провела два с половиной месяца. А 10 февраля 1542 года Говард перевезли в Тауэр. А ее супруг начал почти безостановочно есть – так он справлялся со стрессом. Вес и без того нехрупкого короля прибавился почти на треть.
Екатерину специально провезли по Темзе мимо Лондонского моста, чтобы она увидела головы Калпепера и Дерема, размещенные там. В тот момент молодая женщина поняла, что и ее конец близок. Исполнение смертного приговора назначили на 7 утра в понедельник 13 февраля 1542 года.
Генрих VIII отказался взглянуть жене в глаза в последний раз. Вероятно, он уже планировал новый брак. «Роза без шипов» его больше не интересовала. Он вычеркнул ее из жизни и памяти, не проведя, по сути, даже достаточного расследования по всем пунктам обвинения.
А историки, романисты и авторы сценариев нередко обращались к образу Екатерины Говард. Ее быстрый взлет и еще более быстрое падение до сих пор вызывают у них вопросы и разногласия. Ведь до конца неизвестно: была ли она виновата в измене на самом деле.
#наука #семейные отношения #королевская семья великобритании #интересные факты #знаменитости
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
Не забывайте про Лайки! Они помогают развитию канала!
Перепосты в социальные сети приветствуются!