Сегодня моему величеству хотелось бы поговорить о том, что "ничего нельзя изменить". В том смысле, что "ничего нельзя изменить" - это фраза-пустышка, которая работает только в случае смерти, вашей или чьей либо. Во всех других случаях всё можно изменить, было бы желание, и... здоровое, настоящее отчаяние. Есть прекрасная фраза - "за победу в нашем безнадёжном деле". Эта фраза точно характеризует состояние человека, который вплотную приблизился к какому-то ответственному личному рубежу. Рубежу, за которым, кажется, бездна, наполненная зубастыми чудовищами. Вот как далеко не молодой герой Дастина Хофмана в фильме "Последний шанс Харви".
Харви работает композитором, сочиняет музыку для рекламы. Все, кому он сообщает, где трудится, удивляются - ну, ничего себе, такая интересная работа! Не то, что мы, фьючерсы-херучерсы... А сам Харви думает, что это именно он всю жизнь занимается хернёй, и если бы было у него побольше таланта и решительности - играл бы он джаз в настоящем оркестре, вот это была бы работа, не то, что это рекламное говноделие... По секрету скажу, так думает большинство людей. Потому что это приятно - грустить о том, что было бы с тобой, если б ты вовремя пришёл на ту встречу или, наоборот, отказался от того выгодного заказа... Люди именно поэтому смотрят кино и читают книжки, пьют водку и изменяют своим любимым - чтобы почувствовать, какой бы могла быть жизнь, если бы...
Итак, Харви. Харви летит на свадьбу дочери, в Лондон. С женой он давно в разводе, дочку воспитал отчим, и именно отчима дочка просит отвести её к алтарю. Это главный удар, с которым Харви придётся смириться. Да, он был неважным отцом, да, он не сумел сохранить семью... Но позвать отца на свадьбу и отказать в главной отцовской привилегии... В общем, Харви решает вернуться в Америку и пусть они тут все хоть на головах ходят, ноги его тут не будет... Он едет в аэропорт. Но в Лондоне пробки, и он опаздывает на рейс, а следующий - только завтра. И именно в этот момент ему звонят с работы и говорят,что больше не нуждаются в его услугах.... Харви идёт в бар, чтобы напиться, потому что как-то сложновато насухую воспринимать всё это, окружающее его невероятное дерьмо. Но в баре, вместо того, чтобы быстренько надраться, он почему-то, сам не зная, почему, знакомится с женщиной, которая сидит и читает книжку. Эта женщина - её играет великолепная британская актриса Эмма Томпсон, просто посмотрите, как она встаёт со скамейки на площади, после несостоявшегося свидания, в одном движении вся тоска, вся усталость, вся её неполучившаяся жизнь... Эта уже немолодая женщина в баре по какой-то причине западает Харви в душу, и теперь он уже не может с ней расстаться. Они едут на какие-то дурацкие курсы литераторов, где учится эта женщина, они весь день гуляют по Лондону, они разговаривают, как давно знакомые товарищи - с взрослыми людьми вообще-то такое не происходит вообще никогда. А тут произошло. В итоге они идут на эту злополучную свадьбу, на которую Харви поклялся себе не ходить.
И тут мы их оставим, потому что иначе я расскажу весь фильм, и вы меня будете ненавидеть и откажетесь от просмотра, а совершенно зря так сделаете, потому что фильм "Последний шанс Харви" - о нормальных людях. Вот вы? (стучит по микрофону) Да-да, вы - вы же нормальный человек? Вы же не берёте взяток, не грабите банков, не соблазняете королеву красоты княжества Монако 2015 года - не делаете всего того, что обычно делают герои популярных кинофильмов? Вы, как и я, как и все - любите помечтать об этом, но вы же не делаете это в реальной своей жизни? Ну, хорошо, не каждый же день вы это делаете, правда? Вот и этот Харви, жил-жил обычной жизнью, и вот, когда уже стало совсем невмоготу, когда уже казалось бы, башка сейчас взорвётся к такой-то матери, вдруг - его жизнь изменилась. Она вдруг наполнилась смыслом. Как так произошло? Почему? Потому что он заговорил в баре с незнакомой женщиной? Нет. Это произошло потому, что Харви отчаялся.
Он долго карабкался в этой жизни, тяжело работал, занимался не тем, чем хотел, он говорил не то, что думал, был рядом не с теми, с кем хотел бы быть - он мучился, а не жил. Он страдал. И когда, казалось бы, эти страдания достигли пика, когда терпеть стало абсолютно невмоготу, его вдруг осенило - вот что мне надо было! Человеку семьдесят лет, ну ладно, пусть шестьдесят - а он только сейчас понял, как он хотел бы жить.
Нельзя сказать человеку - живи, как хочешь, не слушай никого, что тебе нравится, то и делай. Мы же рождены свободными, никто не может лишить нас этой свободы. В смысле, сказать-то можно, но человек вас не услышит. Точнее, услышать-то услышит, но пожмёт плечами и пойдёт в магазин, он не воспримет то, что вы сказали близко к сердцу, услышанное не поразит его, а значит, не изменит. Только выстраданные мысли могут нас изменить, только на последнем мостике перед бездной мы можем остановиться, так уж мы устроены.