Найти тему

Стеклянная деревня, построенная американской бабушкой

Бабушка Тереза Присбри и ее бутылочная деревня с 16 монументальными строениями из стекла, цемента и выброшенного на помойку пластика. Сими-Вэлли, Калифорния, США.

Помните бабушек и дедушек, которые строят во дворах и палисадниках всякие классные сады с божьими коровками, лебедями из покрышек, башнями из пластиковых крышек, игрушками, фигурками, водопадами и другим волшебством? Обычно люди проходят мимо этого творчества в лучшем случае со снисходительной улыбкой и долей внимания. А вот в Калифорнии такой музей под открытым небом признан местным достоянием.

Тереза Присбри (1896–1988) построила вокруг своего трейлера целую деревню из бутылок и других предметов, которые можно найти на свалке. Это место стало достопримечательным еще при жизни старушки, которая не останавливаясь сооружала новые бутылочные теремки на своей земле.

Мне стало интересно, почему вдруг она решила начать столь неожиданное строительство? Конечно, за этим решением стояла особая жизненная драма и обстоятельства, которые ей хотелось переломить, и строительство собственного сказочного королевства стало побегом от бедноты, рутины, жизненных неурядиц туда, где важна только радость труда и все зависит от тебя и твоей мечты.

Современные люди бегут от унылой реальности в интернет, а бабуся Присбри бежала в свой мир из яркого стекла и солнца.

Тереза Луэлла Шейфер вышла замуж очень рано - в 15 лет, ее мужем стал 52-летний мужчина, бывший супруг ее сестры. Она прожила с ним в браке 14 лет и по сути видела только муки материнства и тяготы ведения хозяйства в сельской местности. За эти годы она родила семерых детей. После смерти мужа она переехала и опять вышла замуж, после недолгого брака последовал новый переезд и новое замужество.

Если вдуматься, эта женщина не оставалась одна десятилетиями, не видела просвета и не знала, кто она, если не мать и жена.

К 60 годам, уже будучи Присбри, Тереза обзавелась небольшой землей недалеко от тихоокеанского побережья и наконец осела. К тому моменту у нее была довольно необычная коллекция - из нескольких десятков тысяч карандашей и авторучек - и эти скромные параферналии было негде хранить, в домике на колесах такого места просто нет.

Оставался один выход - строить дом, но все деньги, которые удалось скопить за долгие годы, ушли на покупку участка, на стройматериалы просто ничего не осталось. Тогда Тереза подумала, что все, что ей понадобится, она найдет бесплатно, и так и было - на свалке неподалеку она собрала сотни стеклянных бутылок, которые отлично подошли для строительства небольшого сарайчика для личной коллекции.

Раствор месила сама, бутылки собирала сама, и получилось довольно неплохо. А главное - у нее появилось новое хобби и новый интерес в жизни. К тому моменту Тереза потеряла шестерых детей, у нее оставалась только дочь и старшая сестра, а теперь еще и собственная деревня, в которой необходимо было сооружать новые беседки, круглые залы, тропинки, башни, переходы…

Бабушка Присбри строила свою деревню почти двадцать лет, пока силы позволяли, водила экскурсии и пела песни. Совсем старенькой, после 84 лет, она уже не могла достраивать свое творение, и перебралась к дочери. Тереза умерла в 1988 году. Бутылочная деревня, как местная достопримечательность, перешла в собственность особого комитета, который следил за ее сохранностью.

Эту локацию снимали для телешоу, газет и журналов, сюда приезжали толпы туристов, пока в 1994 году деревня не была разрушена землетрясением. Получается к столетию бабули Присбри труд ее жизни лежал в руинах.

Забавно, что нечто, созданное буквально из мусора, ставшее для одного человека целым миром, и привлекшее к себе внимание тысяч людей со всего мира, когда оно распалось, потребовало огромных средств для восстановления. Федеральный бюджет выделил на восстановление бутылочной деревни полмиллиона долларов, правда эти деньги потом отозвали. Но в общей сложности местные власти и комитеты привлекли для восстановления достояния Бабушки Присбри сотни тысяч долларов, хотя работы шли очень медленно и непродуктивно. В итоге и сегодня можно посетить эту деревню, но она конечно уже не та.

Сама Присбри сравнивала себя с Уолтом Диснеем, добавляя, что у него на создание сказки ушли миллионы, а у нее - что-то большее и в сущности ничего.