Найти тему

Сюжетные математические игры для обучения малыша счёту

Оглавление

Идеи для таких игр я беру из заданий в книге «Весёлая математика» (К. А. Сапгир) и в развивающих пособиях. Заниматься по тетрадкам с заданиями не так интересно. Пусть авторы и советуют называть занятие игрой, но это не игра. Успеет ещё ребёнок насидеться над учебниками и тетрадями.

Автор пособий «Логика» Марк Беденко рекомендует не ограничиваться иллюстрациями в развивающей тетради, а моделировать задачу с использованием игрушек и других предметов. Надо находить наглядные примеры и дома, и на улице. Очень полезный совет. Я так и стала делать. Оказывается, всё, что нас окружает, является развивающей средой для ребёнка. Иногда надо просто взглянуть на вещи под другим углом и подключить фантазию.

Но перейдём к играм. Любимые игры моего трёхлетнего сына — сюжетно-ролевые. Ему нужны сюжеты, диалоги, ситуации. Он хочет подражать. А не просто катать машинки или переставлять фишки. О разнообразии множества сюжетно-ролевых игр, которые мы устраиваем дома, я расскажу в другой раз. А сейчас — о математических. Я беру задание, например, из «Игралочки» Петерсон и перевожу его в формат короткой игры. Задания в тетради он делает лениво, без огонька, а в игру погружается с интересом и энтузиазмом. Расскажу о четырёх таких играх.

Официант

В кафе приходят посетители. По одному или в компании. Заказывают. Официанту, роль которого играет ребёнок, нужно разнести заказы по столикам. Но сделать это надо правильно, с учётом количества гостей за каждым из столов.

Вот кафе-кондитерская. Динозаврик пришёл один. Медведь явился вдвоём с Машей. Винни Пух захватил с собой друзей — вместе их трое. Три поросёнка подружились с волком и пришли в кафе отпраздновать это — их четверо. А вот и лего-семейка: мама, папа и трое детей. Всего пять человечков.

А вот блюда с пирожными (их замещают разноцветные бусины). Сколько посетителей за столиком — столько же и пирожных должно быть на их блюде. Вот и задачка маленькому официанту — посчитать и ничего не перепутать.

Динозавру — блюдо с одним пирожным. Маше и Медведю — с двумя. Винни Пуху и его друзьям — с тремя. И так далее.

Я не даю задачу сразу, с наскоку. Сначала надо повеселить и увлечь. Посетители приходят не одновременно, а поочередно. Является, например, Винни Пух с друзьями: «Здравствуйте, а у вас есть медовые пирожные? Они с вареньем? И со сгущёнкой? Как хо-ро-шо! Мне, пожалуйста, медовое с вареньем и сгущёнкой. А тебе, Сова, какое? Сове пирожное с мышиным ароматом. А тебе, Пятачок? Пятачку принесите зелёное — как шарик, который у него лопнул».

И вот так обыгрывается приход всех посетителей. Потом официант разносит заказы, и мы ещё какое-то время продолжаем игру. Гости нахваливают пирожные и угадывают, из чего они изготовлены. Задают разные вопросы официанту, он отвечает.

Удовлетворили потребность ребёнка в игре, поработали над речевым развитием, потренировали счёт.

Сапожник

Для игры можно использовать игрушечных животных и человечков, а также карточки и картинки с их изображением.

Я беру карточки с животными, птицами, насекомыми.

Насыпаю, например, фасоль. Это у нас обувь. Можно добавить помпончики. Это тёплая обувь.

-2

Персонаж на карточке является к сапожнику (роль которого играет ребёнок) и говорит, что ему нужна обувь. Сын расспрашивает, какого рода обувь хотел бы приобрести посетитель. Задаёт вопросы о материале, размере, сезоне, назначении. Потом берёт столько фасолин или помпонов, сколько единиц обуви требуется персонажу.

Слону надо четыре сапога. Пингвину — два валенка. Но пингвины пришли вдвоём, поэтому всего четыре, по два на каждого. Жирафов тоже двое — каждому по четыре ботинка, всего восемь. Осьминогу — восемь калош на одного. Ого! Рыба, а ты зачем пришла? Ты же не носишь обувь. А, ты просто сопровождаешь осьминога. Кенгуру, тебе две кроссовки или четыре? Понятно, только две. А на передние лапы что? Ага, рукавицы. Ну, это не ко мне.

Эвакуация

Понадобится игрушечный транспорт, в который можно загрузить игрушки. Это могут быть лодочки, машины, вагончики.

Мы играем с тремя грузовичками и картонными мишками. Можно взять любые мелкие игрушки.

Возле каждого грузовичка я кладу карточку с цифрой. Высыпаю мишек.

-3
История у нас такая. Лес, в котором живут мишки, скоро затопит — река выходит из берегов. Медведи связались со спасательной службой. Для их эвакуации направили три грузовика. Надо как можно быстрее вывезти медведей из леса! Но грузовики могут перевозить ограниченное количество пассажиров. Цифра на карточке показывает, сколько мишек можно посадить в машину.

Ребёнок играет роль руководителя спасательной операции. Прежде чем отправить мишек в кузов, он пересчитывает их. Если разрешено не больше шести — значит, сажаем только шестерых. Вот грузовики заполнены, отвозим мишек в безопасное место и возвращаемся за остальными. Снова считаем.

-4

Игра помогает закреплять счёт и запоминать цифры.

Магазин

Поначалу я готовила реквизит для игры. Брала продукты и разные вещи (в основном в виде предметов-заместителей). Но оказалось, что ребёнку этого не надо. Ему гораздо больше нравится выдавать воображаемый товар пантомимой.

Поэтому всё, что нам нужно — это покупатель и игральный кубик. Ребёнок играет роль продавца.

-5

Приходит, например, Винни Пух в магазин. Я веду диалог за него. Винни Пух спрашивает: «У вас есть мёд? А в баночках или в бочонках? Дайте мне… Сейчас скажу, сколько». Далее я бросаю кубик и прошу ребёнка назвать выпавшее число. Например, три. Продолжаю за Винни Пуха: «Дайте мне три бочонка мёда». Сын выдаёт мне в руки три воображаемых бочонка, пересчитывая: «Один, два, три». Потом таким же образом я покупаю, например, варенье, сгущёнку, подушки и одеяла для берлоги и многое другое.

Можно ввести в игру счёты. После выдачи товара ребёнок сдвигает на счетах одну косточку. Дал новый товар — сдвинул ещё одну. В конце продавец пересчитывает косточки на счётах и называет сумму, которую покупатель должен заплатить. Здесь можно задействовать мелочь. Отсчитать требуемое количество монет и попросить продавца пересчитать.

-6

По игральным кубикам очень удобно учить ребёнка счёту и составу чисел. С кубиками мы практикуем несколько игр. Но об этом — в другой раз.

Ещё о наших играх и занятиях:

Как выучить времена года с малышом: книги-помощники

Блоки Дьенеша: чем они хороши и как мы с ними играем

Плей-до или обычный пластилин: что лучше и что нужнее?

Как я готовлю ребёнка к предстоящему обучению чтению

Несколько наших настольных игр для развития мелкой моторики