Всем нелюбителям платных дорог посвящается! Я и сам до недавнего времени относился к платным дорогам с легким негодованием: вроде бы мы и так транспортный налог платим, а тут еще и за каждый проезд по платным участкам из своего кармана доставай по сотне кровных "деревянных" — непорядок.
С другой стороны, если принять наличие платных дорог как данность, то передвижение по ним будет стоить по итогу даже меньше, чем по бесплатным аналогам. Почему так? Давайте считать расходы вместе...
Допустим, у нас есть цель максимально бюджетно доехать на море. Ну, или из Москвы в Петербург, не столь важно. Давайте рассмотрим, сколько денег придется потратить при проезде по платным дорогам и по бесплатным альтернативам. Примеры буду приводить из собственного опыта, потому что недавно ездил по платной М4 в Крым.
За все платные участки до юга заплатить придется около тысячи рублей. Если ехать ночью или использовать для оплаты транспондер, то немного меньше. По большей части вся трасса — это ровный асфальт по две полосы в каждую сторону, где разрешено ехать 110 км/час.
Ставим на круизе сотню километров в час и едем себе по приятного качества асфальту — красота да и только! При 90-100 км/час расход у любого авто будет самый оптимальный, то есть за литр сожженного топлива будет преодолено максимальное количество километров.
Причем это не мои домыслы, это данные Университета Энергетики США (они определили, что 88-96 км/час — это самая топливоэффективная скорость). Ребята знающие и думаю, что верить им можно. Движение у нас по платке будет практически с постоянной скоростью без резких разгонов и торможений, чего не скажешь о бесплатной трассе.
На бесплатных дублерах же напротив скорость движения будет не самая эффективная с точки зрения расхода топлива. Постоянно населенные пункты, где придется сбрасывать скорость, а в них еще и лежачие полицейские встречаются...
Для обгона по двухполосной трассе придется обильно смочить поршни бензином, и расход сразу же пойдет вверх. В общем, несмотря на то что ехать мы по бесплатной альтернативе будем медленнее, расходовать топлива будем больше — вот такой парадокс!
И это еще не считая амортизации машины, которая при равномерном движении со скоростью 90 или 100 км/час будет куда меньше, чем при езде в режиме газ-тормоз по бесплатке. Плюс качество покрытия на платке, как ни крути, лучше, а значит в подвеску придется лезть позже: опять же экономия денег, хоть и в долгосрочной перспективе.
Вот и получается, что при езде по бесплатным альтернативам времени тратишь больше, а бензина расходуешь больше, чем при езде по платке. Конечно, если выжимать из авто 130-150 км/час на магистрали, расход тоже пойдет вверх, но тут уж нужно расставить приоритеты: что для вас важнее — экономичная езда или быстрая?
Я ни в коем случае не агитирую за езду по платным дорогам и не являюсь тайным агентом Автодора в Дзене, как многие, наверное, уже могли подумать. Просто если взять расходы в сухом остатке, то получается, что платки еще и выгоднее выходят, чем бесплатные альтернативы.
Ну, и по времени тоже побыстрее получается, особенно учитывая, что альтернативные проезды зачастую предлагают с крюком километров в сто...
Кстати, про исследования Университета Энергетики США по поводу наиболее эффективной с точки зрения расхода топлива скорости я писал здесь