"Путь к покаянию начинается со стойкой неприязни к греху", - говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин. Это неприятие возникает как следствие страданий души в тот момент, когда человек осознает свою духовную немощь. Человек не всегда находит в себе силы сразу отказаться от какой-то греховной зависимости: за некоторые проступки он отвечает перед Господом на исповеди неоднократно. Отвращение к греху, которое постепенно зарождается в душе верующего человека, заставляет его по другому расценивать свои поступки и предупреждать их повторение.
Духовные процессы, происходящие в сердце человека, во многом определяют и те изменения, которые происходят в жизни христианина. Человек стремится предотвратить возможности стать вновь зависимым от порока, снова взвалить на себя груз греховности.
В одном случае это может быть отказ от общения с сомнительными приятелями, в другом - изменение привычного уклада жизни, в третьем - стремление оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Так, например, новоначальный христианин меняет свой распорядок дня, так как теперь ему нужно найти время для традиционного утреннего и вечернего молитвенного правила.
Сердце человека меняется и смягчается незаметно для него самого. Эгоизм сменяется милосердием, а помыслы становятся чистыми и душеспасительными. Исповедь в таком случае также становится совсем другой: это уже не формальное перечисление своих согрешений, но настоящее раскаяние. Ответом на покаяние в таком случае будет прощение, дарованное Господом, которое тотчас же чувствует душа человека.