Starbucks — самая популярная кофейня в мире, которая имеет более 29 тысяч точек. Она встречается в культовых фильмах, на фотографиях и является излюбленным местом для свиданий. Но немногие знают кто начал популярный бренд. Как шла к успеху корпорация.
Начало пути
В 70-х годах в Америке индустрия кофе не была развита. Она только начинала формирование. И в поезд в мир кофе запрыгнули трое друзей.
Starbucks начинал свое развитие с маленького кофейного магазина. Идея войти в индустрию в 1971 году пришла писателю Гордону Боукеру. Он поделился идеей со студенческими товарищами: учителем английского Джерри Болдуином и учителем истории Зев Сиглом. Друзья поддержали идею и скинулись по 1350$, достали еще 5000$, и в сентябре 1971 года в Сиэтле распахнул двери первый магазин Starbucks.
Название, которое известно во всем мире, предложил Боукер после прочтения романа «Моби Дик». В романе главного героя-моряка звали Старбек. Друзья объединили морскую тему и в логотипе с сиреной.
В первое время в магазине работал только Зев Сигл, остальные приятели оставались на своих прежних работах для поддержания дохода. Только по выходным можно было увидеть всех основателей за делом.
Starbucks начал набирать обороты, и магазин стал востребованным. Рестораны и кафе закупались и заключали контракты на поставку кофе. В течение 9 месяцев оборот компании составил 46 000$, но сумма уходила на налоги, аренду помещения и покупку товара, а не в карман владельцев.
Зерна в магазин в начале поставляла компания обжарки кофе Peet's. А с ростом интереса к продукции приятели решили купить машину для обжарки кофе. Альфред Пит, руководитель Peet's Coffee, обучил и помог реализовать идею. Так в Сиэтле появляется цех Starbucks.
Продажа бизнеса
В 1980 году Зев Сигл вышел из бизнеса. Под руководством Джерри Болдуина была куплена компания Peet’s Coffee. К 1981 году компания имела уже 5 магазинов, обжарочный цех и торговые договора по доставке кофе в заведения города.
Говард Шульц, маркетолог и руководитель отдела продаж в Hamamaplast, заинтересовался магазином друзей, когда увидел в отчетах количество кофемолок, закупаемое в маленькую фирму. Он заметил потенциал магазина и начал напрашиваться на работу. Находчивый Шульц в 1981 году стал руководителем отдела маркетинга. Через 2 года он отправился в Италию, где узнал о кофейных традициях местных. И вернулся оттуда с революционной идеей расширить магазин кофе до сети кофеен.
Руководители компании противились таким переменам, но все же в 1984 году открылись 2 кофейни. Но дальше дело не пошло, потому что для Джерри Болдуина и Гордона Боукера было важно обжаривание и поставление качественного кофе на рынок.
Одержимый идеей Говард Шульц в 1986 году покинул Starbucks. Он открыл сеть кофеен IL Giornale, которая позже будет объединена со Starbucks Corporation. В этом же году Гордон Боукер покинул компанию.
Джерри Болдуин остался один руководить Starbucks. Но вскоре понял, что не справится единолично с компанией и выставил ее на продажу за 3.8 млн долларов. Говард Шульц, так и оставшийся увлеченным Starbucks’ом, находит инвесторов и выкупает предприятие. С 1987 года начинается развитие Starbucks как сети кофеен.
Starbucks Corporation
С приходом Говарда Шульца началась новая глава в истории компании. В 1987 году она становится Starbucks Corporation. Он объединил IL Giornale с Starbucks.
Корпорация быстро начала развивать сеть кофеен. Открываются первые две точки за границей Сиэтла и США: в штате Иллинойс в городе Чикаго и в Канадском городе Ванкувер
К 1989 году Starbucks обжаривала около тонны кофе в год и имела договора на поставку кофе с 33 предприятиями в разных штатах США.
В 1992 году корпорация выходит на биржевый рынок, и к этому времени в Северной Америке уже имеет 165 точек с прибылью в 73,5 млн долларов. Продажа акций позволила увеличить сеть в 2 раза уже к 1993 году.
Starbucks по миру
К началу 21 века начинается освоение кофейного мира за Северной Америкой. Первая кофейня открылась жителям Токио. В 1998 году приобретается компания Seattle Coffee Company, которая имела 56 точек в Великобритании. Сделка обошлась в 83 млн долларов и позволила крупно расширить сеть.
На протяжении с 1990 года по 2000 год каждый день открывалось новое заведение Starbucks. К 2018 году сеть Starbucks имела в 75 странах мира 29 тысяч точек.
От кофейного магазина друзей до самой крупной кофейной империи в мире. Грамотная работа Говарда Шульца позволила произойти этим изменения. Амбиции превратили магазин кофе в Сиэтле в мировой бренд. А кто знает как бы продвигалось развитие магазина, если бы в него не пришёл Шульц.
Автор: Исалдибиров Шамиль