Сколько... времени есть в искусстве? Если бы мне предложили задать вопрос по сюжету этой инсталляции, он был бы таким. Но сама инсталляция "Часы" ставит перед зрителем другой, не менее важный вопрос. О нем поговорим в конце.
Когда внимательные зрители анализируют фильм или пытаются найти киноляпы, они часто обращают внимание на часы: мол, в этой секунде стрелки показывают три часа, а спустя буквально пару мгновений уже пять.
Художник Кристиан Марклей (швейцарец, кстати) пошел дальше других и смонтировал все возможные изображения часов из фильмов в одну непрерывную ленту.
Получилось 24 часа. Но все не так просто.
Кадры из тысяч фильмов Марклей вместе с командой объединяют определенные темы кинематографа. В 7 утра просыпаются люди в "Назад в будущее", а в полдень ковбои выходят из салуна ("Ровно в полдень). Первая минута каждого часа связана с эмоциональными сценами - люди в кино куда-то успевают или опаздывают.
Невозможность просмотра инсталляции целиком - принципиальна для смысла произведения
Выстроенные отрывки мелькают на экране и завораживают. Так как большинство "кусочков" взято из очень узнаваемых голливудских фильмов (за редким исключением), тебе хочется сидеть и ждать, что же будет дальше.
Сама инсталляция спрашивает зрителя - как мы можем оценивать и понимать то, что не в состоянии полностью увидеть? Что ты сделал или не сделал за эти пару минут, которые посвятил просмотру? Время фиксировано на экране, отмерено стрелками часов - но твое личное время утекает. Сиди здесь и думай о нем или беги менять свою жизнь.
Инсталляция - настоящий подарок для людей с концептуальным мышлением :)
Сегодня большинство мировых музеев приобрели "Часы" для показа. В России инсталляция показывалась в 2011 году музеем "Гараж".