Если бы эта мысль и ниже следующая статья принадлежали министру просвещения? Какой бы была реакция?
Концепция мотивирующего воспитания принадлежит акад. РАН П. В. Симонову («Воспитание как мотивирование» - так называется глава в его монографии «Мотивированный мозг», Наука, 1987). Позитивные результаты реализации концепции опубликованы в ведущих педагогических и психологических журналах РФ (1987-2016 г.г.). Несмотря на это, педагогическая практика остается неизменной. Почему? Причина простая – доминирующая в стране принудительно-нормативная педагогика формирует консерватизм (не готовность отказаться от устаревших знаний и усвоить принципиально новую информацию), и это препятствует созданию новой педагогики. Получается замкнутый круг!..
В то же время сегодня сформулированные президентом задачи в области школьного образования побуждают делать обучение школьников воспитывающим…
С учетом этого в статье, с одной стороны, показана ущербность традиционной принудительно-нормативной школьной педагогики, а с другой, указано на перспективность нового (мотивационно-креативного) подхода в школьном образовании (с примерами уроков).
О принудительно-нормативной педагогике, деформирующей личность
Принудительно-нормативная система традиционной (массовой) школы противоречит потребностям детей, что приводит к их перенапряжению и, соответственно, к росту у них психосоматических и психических заболеваний. А еще при этом происходит деформация мотивационной сферы обучающихся и образование ложных мотивов, следствием чего являются асоциальные поступки и вредные привычки (что подтверждает статистика).
Понятно, что у переутомленных, ослабленных, больных, не мотивированных, нравственно деградирующих школьников формировать так называемые знания бессмысленно и бесперспективно (что и доказывает практика).
Пример нормативного урока истории (не самый худший)
Открывает учительница классный журнал и вызывает к столу какого-нибудь ученика пересказывать историческое событие. Совестливый ученик (тот, кто хорошо воспитывается родителями) внутренне этому сопротивляется, хотя дома несколько раз прочитал текст, повторил его на перемене и неплохо помнит. Все равно, как-то нехорошо, уныло на душе.
А в голове еще какие-то неполноценные мысли вьются, примерно такого содержания: «У всех лежит учебник на парте. Все его читали… могут еще раз прочитать, если надо. А мне почему-то надо его пересказывать! Зачем? А главное – кому? Гене? Ему это до фени. Машеньке? Но ей лучше стихи почитать. А, Людмиле Ивановне! Она отметку ставит…».
И по нервной слабости, желая быстрее избавиться от внутреннего дискомфорта, ученик скороговоркой пересказывает текст.
Людмила Ивановна и говорит:
– Ты не все рассказал. Садись, три.
Ставит отметку в журнал и спрашивает:
– Кто хочет?..
Поднимает руку сильный ученик и слово в слово пересказывает текст. «Пять!»
Сидит ученик со слабой нервной системой за партой и продолжает себя мучить: «Ведь я все знал, все знал, но с собой, дурачок, не справился!..»
И так он мучается в школе все время…
И вырастает в независимого и умного человека.
(Сцена из «Литературной педагогики»)
Сущность мотивационно-креативной школьной педагогики, формирующей личность
Сущность мотивационно-креативной системы воспитания состоит в удовлетворении педагогическими средствами на различных этапах школьного образования базовых потребностей обучающихся: в начальной школе – биологической потребности в саморазвитии путем использования учебного материала в качестве средства какого-либо вида творчества или игры; в основной школе (5-8 классы) – идеальной потребности в самопознания, используя учебный материал (опять таки, в качестве средства) для рефлексии и творческого решения различных смысловых проблем; в старшей школе – социальной потребности в самоопределении с помощью внедрения творческого подхода в подготовку к профессиональной деятельности.
Таким образом, на протяжение первых двух периодов обучения (в начальной и основной школе) знания выступают не целью деятельности учащихся (как это имеет место в принудительно-нормативной школе), а средством удовлетворения их базовых потребностей (соответственно, в саморазвитии и самопознании). И лишь в старшей школе знания как компонент будущей профессии, становятся целью учебной деятельности учащихся, но добываются они преимущественно с помощью творческого подхода (например, путем постановки и решения научно-практических проблем, анализа и резюмирования), а не прямым способом (трансляции или пересказа).
В результате такого обучения (воспитания) создается благоприятный эмоциональный фон учения, формируется креативная личность, которая хорошо усваивает (причем, чаще всего непроизвольно) программные знания.
Пример креативного урока истории (не самый лучший)
Учитель задал домашнее задание, в котором предложил ученикам по материалам пройденной темы (Восстание Пугачева) подготовить творческие работы по выбору. Например, сочинить рассказ, написать сценарий, представить исторический факт в виде рисунка… Полная свобода творчества.
Каждый ученик подготовил, что мог. Оказалось, что в классе есть и писатели, и сценаристы, и художники. Дошла очередь до Сидорова, который, по словам учителя, был без царя в голове.
Учитель его спрашивает:
– А ты Сидоров, что подготовил на тему восстания Пугачева?
И Сидоров отвечает:
– А я провел валеологический анализ его жизни.
– И что получилось? – спрашивает учитель дальше.
И Сидоров дальше отвечает:
– Во всех отношениях жизнь Пугачева была вредной и опасной для здоровья. Он погубил себя, товарищей своих, которых обманул. А главное – погубил много невинного народа.
(Сцена из «Литературной педагогики»)
P.S.
Автор не ставил перед собой цель дать исчерпывающую информацию по сформулированной теме, ибо на Канале «Воз сена» есть статьи с анализом, концепцией и примерами уроков:
«Педагогическая трагедия»;
«Нам нужна новая педагогика»;
«Школа в будущем».
И разумеется, автор не питает иллюзий по поводу министра просвещения и внедрения мотивирующего воспитания в школьное образование. Консерватизм и профанация в области школьного образования и воспитания (особенно среди чиновников) – страшная сила. Об этом на Канале есть статьи:
«Какой нужен министр просвещения»;
«Ученик-невидимка»;
«Которая школа»;
«Учителя не знают педагогики»;
«Которые учителя»;
«Чего не способны понять учителя»;
«Учительница-мучительница»
и др.