Моя недавняя статья про уничтожение христианских церквей в Европе вызвала большой отклик. Некоторые упрекнули меня в том, что я критикую жизнь там, "у них", и не замечаю не менее серьезные проблемы здесь, "у нас", а они для нас, жителей России, гораздо важнее. Поэтому сегодня я хочу остановиться на одной из таких проблем - показное богатство некоторых православных церковнослужителей.
Может ли верующий человек быть богатым?
Внимательные читатели Библии подсчитали, что в этой мудрой книге содержится около 500 стихов о вере, 500 о молитве и около 2000 о деньгах (Иеромонах Ириней Пиковский). Вопрос христианского отношения к богатству всегда оставался предметом острых дискуссий. Вот что говорит Священное Писание:
С одной стороны:
..как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. (Лк. 18,24)
Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне. (Мф. 6,24)
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. (Иак. 5,1)
А с другой стороны:
«И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий». Екклесиаст 5:18
Потрудился богатый при умножении имуществ – и в покое насыщается своими благами. (Сир. 31,3)
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. (Притч. 19,4)
Суть в том, что богатство - дар Божий. Бог решает, кого сделать богатым, а кого бедным. Он отнимает богатство у одних и передает его другим. Богатство - награда за смирение и праведную жизнь. Правда, большая часть подобных высказываний относится к Ветхому Завету. После Христа богатые все чаще осуждались за свое высокомерие, жадность, продажность и т.п. Возможно, проблема не в том, что человек богат, а в том, как это богатство изменяет его, каким становится его отношение к окружающим, родственникам, друзьям, беднякам. На что он тратит свои деньги? Что становится главным смыслом его жизни? Однако вернемся к нашей теме.
Может ли священник быть богатым?
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но, по-моему, священник - это образ Христа на земле. Священник продолжает дело своего первоучителя, распространяя Его учение и подражая ему во всем - в поведении, образе мыслей, поступках и даже одежде. Тем самым он призван напоминать людям о Спасителе и призывать их к Царству Небесному. О чем нам могут напомнить и к чему призвать вот такие образы?
На чем они ездят?
Где они живут?
Что они носят?
Конечно, считать деньги в чужом кармане - очень увлекательное и приятное занятие, но речь сейчас не о социальной справедливости и бросающейся в глаза роскоши одних на фоне бедности и даже нищеты других. Речь о публичных людях, у которых дела явно расходятся со словами. Как можно возвещать с амвона о презрении к мирским благам, призывать помогать нищим, а потом выйти из того же храма мимо толпы оборванных попрошаек на паперти, чтобы усесться в роскошный автомобиль за несколько миллионов рублей? Не лицемерие ли это? Кто поверит такому проповеднику и будет следовать его поучениям (= заповедям Христа)?
Мне могут возразить, что все эти дорогие вещи - дары от благодарных прихожан, что батюшкам необходим автомобиль, чтобы посещать дома прихожан, что у них тоже есть семьи, которые надо кормить и т.п. Вполне возможно. Но я с трудом могу представить Христа на позолоченной колеснице или живущего в шикарном особняке рядом с Понтием Пилатом. Не может быть, чтобы Ему не предлагали щедрые дары за те чудеса и исцеления, которые он творил. Почему же Он не жил в роскоши? Не для того ли, чтобы показать нам пример для подражания? А если и получал пожертвования от жителей Иудеи, то, скорее всего, тут же раздавал их неимущим или попросту отказывался от подношений.
Батюшке нужен автомобиль? Но почему это должен быть Maybach? Ему нужны часы? Но неужели они должны стоить 2 млн.рублей? Конечно, он не может ходить босиком, но зачем ему туфли от Louis Vuitton? Разве не должен попечитель человеческих душ позаботиться о том эффекте, который он произведет на своих слушателей этими предметами роскоши? Что для него важнее - личный комфорт и престиж или спасение ближнего?
К счастью, таких "подражателей Христа" меньшинство. Большая часть священников добросовестно исполняет свое служение, живя нередко в крайне тяжелых условиях, довольствуясь малым и заботясь не о земном благополучии. На них, скорее всего, и держится еще православная церковь. Однако, тенденцию на церковное обогащение нельзя не заметить. Она проявляется не только во внешнем виде и образе жизни отдельных ее служителей, но и в том, как церковь зарабатывает, как она платит налоги, на что тратит свои доходы, как она обеспокоена политическими вопросами. Это вызывает непонимание и справедливое возмущение даже среди прихожан, отталкивает многих если не от веры, то от церкви. Самое опасное- что рыба, как известно, гниет с головы. Имеет ли православная церковь моральное право яростно осуждать западное христианство за бездуховность, экуменизм и прочие грехи, когда у самой "рыльце в пушку"?
Конечно, не стоит забывать, что священники - такие же люди, как и мы. Они не берутся из воздуха, поэтому их поведение отражает общее состояние нашего общества. Кто знает, если перевести бедного сельского батюшку в богатый московский приход, устоит ли он против соблазнов роскоши? А многие ли из нас смогли бы устоять?
Но все же в таких щепетильных вопросах от церкви справедливо ожидают, что она будет примером поведения, призывающим нас становиться лучше и добрее. Если эти люди ошиблись, они должны покаяться и исправиться. В противном случае, им, наверное, логичнее сменить сферу деятельности. Хочется надеяться, что ситуация изменится к лучшему, и мне не придется через несколько лет писать статью о том, как уничтожаются и перепрофилируются православные церкви в России.