Найти тему
Занудный балет

Когда достали приличия, или значение шпаги в первом акте "Жизели"

В каждом балете (при условии, что в нем есть сюжет) есть ключевые моменты, которые важны для понимания в принципе того, что происходит на сцене. В этой статье мы поговорим о предмете обихода, играющем ключевую роль в первом акте балета "Жизель".

Мысль написать этот пост ко мне пришла во время просмотра "Жизели" Пермского театра оперы и балета. В прилагаемом к спектаклю чате зрители спорили между собой, почему граф Альберт (вообще-то, он герцог силезский) без головного убора, ведь знати во времена средневековья полагалось быть в нем при выходе на улицу. Указывая на этот момент, ссылались на мнение Н. Цискаридзе: мол, он тоже отмечал это несоответствие в постановке.

На самом деле, никакого несоответствия нет.

Вообще, если так разобраться, то предполагаемые несоответствия на этом не заканчиваются. У Альберта нет не только головного убора, но и шпаги (ранее - меча) - другого обязательного атрибута дворян средневековья, ведь дворяне - это потомки военных, а герцоги - изначально военные предводители. Более того, и одет Альберт по-крестьянски. Однако все эти детали введены в спектакль намеренно.

В начале первого акта мы видим, как появляется Уилфрид - оруженосец Альберта, озирается, ищет взглядом своего хозяин, а затем характерным жестом приветствует его. Альберт, у которого в этот момент есть и шляпа, и шпага, и соответствующая положению одежда, озирается кругом, и затем они вдвоем удаляются в хижину, откуда Альберт впоследствии выйдет уже без всего этого и одетый по-пейзански. Он сначала отправит восвояси своего оруженосца, а затем подойдет и постучит в дверь хижины Жизели, откуда та и выйдет впервые в спектакле.

Сцена в начале акта, где Альберт сначала со шпагой, затем выходит из хижины без нее.

Итак, Альберт избавляется от всего своего убранства намеренно - он не хочет, чтобы в нем узнали знатного человека. Соответственно, Жизель не в курсе того, что он герцог. Это необходимое условие: для нее - любви, для него - увлечения, т.к. понятно, что крестьянка с дворянином быть не может.

В начале акта Альберт хочет заколоть своего противника, и его рука автоматически тянется к шпаге. Он забыл, что отстегнул ее. Тут-то Ганс и догадывается, в чем дело. Данная сцена присутствует не во всех постановках: в новой версии Алексея Ратманского и в другой версии Большого театра (Леонида Лавровского) вы ее не увидите.
В начале акта Альберт хочет заколоть своего противника, и его рука автоматически тянется к шпаге. Он забыл, что отстегнул ее. Тут-то Ганс и догадывается, в чем дело. Данная сцена присутствует не во всех постановках: в новой версии Алексея Ратманского и в другой версии Большого театра (Леонида Лавровского) вы ее не увидите.

Представляется, что именно так надо трактовать чувство Альберта. Альберт - это тот молодой дворянин, которому наскучило дворянское общество, приличия, сдержанность и т.п., и он бежит от этого в сельскую местность, где может позволить себе вести себя более раскрепощенно. Там он покупает хижину, там и встречает Жизель.

И в этом смысле шпага также играет важную роль: ее отстегивание в начале акта символизирует избавление, пусть и на время, от всех формальностей дворянской жизни. Так Альберт может наконец почувствовать себя на воле.

Вряд ли это можно назвать именно злостным преднамеренным обманом. Альберт еще молод, и ему свойственно следовать за мимолетными порывами души и сердца. Поэтому, вполне возможно, что его чувства вполне себе искренни, но не долговечны. Хотя здесь, конечно, возможны разные трактовки в зависимости от постановщика. Во французских постановках Альберт предстает более циничным человеком, что более соответствует духу той эпохи, в которую рождалась "Жизель" (об этом мы писали в предыдущей статье о ней).

Кстати, есть эпизод в начале балета, где Илларион (Ганс) ссорится с Альбертом и достает нож. Не совсем убедительной представляется интерпретация этого эпизода в некоторых постановках (например, версия Леонида Лавровского), когда Альберт лишь взглядом прогоняет лесничего. Такое возможно лишь в том случае, если Ганс знает, кто перед ним находится. Но в начале спектакля он может лишь догадываться об этом.

Но вернемся к шпаге, играющей ключевую роль в разоблачении знатного происхождения Альберта. Лесничий Илларион (Ганс), влюбленный в Жизель, ревнует к герцогу. Он-то в итоге самым первым и обнаружит, что Альберт на самом деле никакой не крестьянин. И в доказательство этого, в разгар праздника урожая винограда, предоставит как раз шпагу, которую он до этого добудет, проникнув в хижину Альберта. После этого Жизель еще сомневается, но затем Ганс трубит в рог (который также вытащил из хижины Альберта), и появляются невеста Альберта, Батильда, со своей свитой и отцом, герцогом Курляндским. И тут-то разоблачение становится полным.

Лесничий Ганс пробирается в хижину Альберта
Лесничий Ганс пробирается в хижину Альберта

Итак, с этим разобрались: отсутствие шпаги, головного убора, характерной одежды не является недоработкой постановщиков, наоборот - это ключевые детали, намеренно введенные в 1 акт.

Ганс разоблачает Альберта, демонстрируя его меч (на 0:38), а затем трубит в горн (1:13). Жизель берет шпагу и пытается заколоться (5:21).

Шпага в первом акте играет и еще одну важную роль. В сцене сумасшествия Жизель внезапно отбирает шпагу и пытается заколоться. Значение этого действия следующее: какова должна была быть степень шока, если хрупкая слабая девушка так легко отобрала тяжелую шпагу, и затем какое-то время еще и игралась ей и пыталась заколоться? "Это ярчайшая иллюстрация перевернутого сознания, перевернутого мира" (Вадим Гаевский, "Потусторонние встречи").

Наталья Осипова и шпага
Наталья Осипова и шпага

Причем, в первоначальном либретто Готье-Сен-Жоржа она закалывает себя этой шпагой (однако непонятно, было ли так в самом первом спектакле, но к этому мы вернемся в следующих статьях). Для чего это нужно было?

Здесь мы выходим на одну из главных причин того, что парижская "Жизель", несмотря на изначально оглушительный успех, продержалась в репертуаре Гранд Опера лишь 27 лет.

Закалывание себя - это попытка ослабить вину Альберта. Стремление выразить то, что не только он виноват, а Жизель умерла не от горя, а в результате суицида. Таких моментов в изначальном варианте спектакля несколько. Помимо указанного момента, их еще два:

1. Подчеркивание того, что у Жизели больное сердце, а значит и умрет она опять таки не только от горя, но и от физического недуга, усиленного ее обильными танцами. Такая трактовка распространена и сегодня.

2. Сцена в конце балета, когда на рассвете Жизель оставлена пригорке, покрытом цветами (а в первой постановке было именно так), а к Альберту приходит Батильда (точнее ее приводит оруженосец Уилфрид), его невеста. Растворяющаяся Жизель указывает на нее, тем самым давая понять: "Я тебя простила, иди, женись на ней и будь счастлив".

То есть, французы проблему обозначили ярко, но решение дали поверхностное. Точнее, это даже выглядит как отсутствие идеи о том, каково это решение должно быть. Мол, ничего не поделаешь, такова жизнь. Проехали, живем дальше.

Как раз поэтому "Жизель" оказалась нежизнеспособной: ее финал отвечал лишь переживаниям конкретной эпохи, но не вечности. Отпали обстоятельства, характеризующие эту эпоху, канул в лету французский романтизм. Произошла революция 1848 года, а затем переворот в 1851 году. Танец утратил поэтичность, оброс красками фривольности и эротизма; на арену выходил кан-кан. Умерли писатели и поэты, выражавшие чаяния того времени: Гейне, Бальзак, де Мюссе, Шатобриан, Нодье; композитор Адан; постарел и изменил взгляды Готье, Гюго бежал в Лондон, Перро уехал в Россию, Мария Тальони, Фанни Эльслер и Карлотта Гризи поочередно прекратили свои выступления. Французский романтический балет начал приходить в упадок, постепенно сошли на нет и "Сильфида" с "Жизелью".

И если бы не заинтересовался этим балетом энтузиаст Петипа, то вполне возможно, "Жизель" бы осталась на отшибе балетной истории, как и многие десятки балетов того времени, которые не дошли до нас. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Еще несколько штрихов к первому акту "Жизели" здесь:

Жизель: несколько фактов о сцене сумасшествия

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.