Найти в Дзене
Владимир Овчинников

Ржевская Битва. Неизвестное наступление 33-й Армии. Часть 6.

В ночь на 24 августа 1942 года части 33-й Армии закончили перегруппировку и изготовились к возобновлению наступления на главном направлении. Основной удар возлагался на 17-ю и 5-ю Гвардейскую дивизии, вторым эшелоном за ними должна была наступать 30-я Гвардейская (без 98-го полка, выведенного в резерв). Фланги должны были обеспечивать 112-я и 120-я бригады. Танковые части перераспределялись следующим образом. 520-й батальон (шесть Т-26) вновь придавался 113-й дивизии, которая сменила части 125-й бригады в районе д. Горки. 5-й батальон (пять «Матильд», четыре «Валентайна», 15 Т-60) переподчинялся 30-й Гвардейской дивизии. 248-я бригада (три Т-34, четыре Т-70) поступала в распоряжение 5-й Гвардейской дивизии. 80-я бригада (17 Т-34, девять Т-70) – 17-й дивизии. 18-я бригада (три КВ, пять Т-34, девять Т-60) – 112-й бригады. Во всех трёх танковых бригадах было упразднено деление на батальоны, все танки сведены в единые боевые группы. Наступление началось в 8.00, после 20-минутной артподгот

В ночь на 24 августа 1942 года части 33-й Армии закончили перегруппировку и изготовились к возобновлению наступления на главном направлении. Основной удар возлагался на 17-ю и 5-ю Гвардейскую дивизии, вторым эшелоном за ними должна была наступать 30-я Гвардейская (без 98-го полка, выведенного в резерв). Фланги должны были обеспечивать 112-я и 120-я бригады. Танковые части перераспределялись следующим образом. 520-й батальон (шесть Т-26) вновь придавался 113-й дивизии, которая сменила части 125-й бригады в районе д. Горки. 5-й батальон (пять «Матильд», четыре «Валентайна», 15 Т-60) переподчинялся 30-й Гвардейской дивизии. 248-я бригада (три Т-34, четыре Т-70) поступала в распоряжение 5-й Гвардейской дивизии. 80-я бригада (17 Т-34, девять Т-70) – 17-й дивизии. 18-я бригада (три КВ, пять Т-34, девять Т-60) – 112-й бригады. Во всех трёх танковых бригадах было упразднено деление на батальоны, все танки сведены в единые боевые группы.

Наступление началось в 8.00, после 20-минутной артподготовки. Наибольший успех сопутствовал частям 17-й дивизии, которая уже к 9.00 овладела Занино и Бекрино, и продолжала наступать в северном направлении. Тревогу вызывало лишь нарастающее давление противника со стороны левого фланга, где 112-я бригада действовала не столь успешно. 5-я Гвардейская дивизия одним полком вела бои за Уполозы, двумя другими вышла восточнее д. Шатеша. К 13.00 совместными усилиями 5-й Гвардейской с востока и 17-й дивизии с запада д. Шатеша была взята.

Справа пехота 120-й бригады, наступая без танков, продвинулась всего на 150 м, под огнём противника залегла и дальнейшего продвижения не имела, что вызвало сильный гнев у командования Армии.

Слева танки 18-й бригады с частично посаженной на них пехотой 112-й бригады в 9.15 ворвались в д. Батюшково. Под открытым шквальным огнём противника танковый десант погиб, а следовавшая сзади пехота залегла у восточной окраины деревни. Не обращая на это внимания, танкисты достигли западной окраины. Оставив там ожидать пехоту четыре Т-60, бригада продолжила движение в направлении д. Большое Полушино, которую вскоре таким же образом «освободила». До исхода дня танкисты по радио сообщали о том, что обе деревни очищены и ожидают лишь закрепления пехотой. Штаб 112-й бригады в то же время докладывал об обратном – очень плотном огне противника, который не давал возможности продвижения далее восточной окраины Батюшково. В середине дня по деревне был дан залп батареи «Катюш». К успеху пехотинцев это всё равно не привело, а вот вернувшаяся с наступлением темноты 18-я бригада доложила о потере… четырёх танков Т-60.

Во второй половине дня 17-я дивизия, продолжая успешно наступать, овладела деревнями Федьково и Чаль. При этом она оказалась вытянутой в тонкую линию. Сильным артминомётным огнём неприятеля с левого фланга были оборваны все линии связи с двумя передовыми полками. Затем противник стал предпринимать сильные контратаки с применением танков и авиации в направлении д. Шатеша одновременно с восточной и западной сторон, стремясь отрезать вырвавшиеся вперёд полки 17-й дивизии. Атаки с востока, остановив своё продвижение, сдерживала 5-я Гвардейская дивизия. Атаки с запада были наиболее сильными, и позволили неприятелю к вечеру отрезать два передовых полка 17-й дивизии от третьего, а также вновь занять д. Шатеша.

30-я Гвардейская дивизия получила приказ подключиться к наступлению в 14.30. Начав выдвижение пешим маршем, колонны её двух полков попали под сильную авиабомбардировку, перемешались, и на некоторое время потеряли управление, что вызвало сильную задержку в продвижении. Только к 21.00 передовые части подошли к броду через р. Воря в 500 м западнее д. Отрадное. То, что д. Шатеша, находившаяся на господствующей высоте, вновь оказалась в руках противника, стало неприятным сюрпризом. Из-за сильнейшего огня, открытого с этого направления, перейти реку удалось только с наступлением темноты.

Возобновление наступления утром 24.08.1942 г. Положение частей к исходу дня. Карта полностью выполнена автором на основании подлинных документов частей 33-й Армии.
Возобновление наступления утром 24.08.1942 г. Положение частей к исходу дня. Карта полностью выполнена автором на основании подлинных документов частей 33-й Армии.

На правом фланге Армии тоже не стихали бои. Находившиеся в д. Горки части 113-й дивизии весь день подвергались беспрерывным атакам пехоты и танков противника. В 17.00 последовала очередная сильнейшая атака, в результате которой Горки пришлось оставить. Поддерживавший дивизию 520-й танковый батальон потерял три из шести имевшихся танков Т-26.

125-я бригада прибыла в подчинение командира 50-й дивизии. В 18.00 совместно с 36-й курсантской бригадой была предпринята попытка наступления в направлении Соколово и Тюрмино, но успеха она не имела. Части 50-й дивизии активных боевых действий не вели, принимая пополнение.

172-й авиаполк в течение дня выполнил 12 истребительных вылетов на прикрытие наступающих наземных частей, однако их штабы постоянно сообщали о совершенно беспрепятственных действиях вражеской авиации, принесших значительные людские потери.

Всю ночь и первую половину дня 25 августа частям 30-й Гвардейской дивизии вместо помощи 5-й Гвардейской и 17-й дивизиям пришлось вести ожесточённые бои с двумя батальонами пехоты и 20-ю танками противника, которые удерживали д. Шатеша. Три раза деревня переходила из рук в руки, но так и осталась за неприятелем. Дивизия, по сообщению её штаба, за два дня потеряла 510 человек убитыми и 749 ранеными.

5-й Гвардейской дивизии пришлось вести бои на два фронта – одним полком за д. Шатеша, другими отражая атаки с восточной стороны севернее д. Уполозы. После 14.00 эти атаки усилились настолько, что дивизии пришлось отойти южнее и позволить противнику завершить окружение двух полков 17-й дивизии. Тем, в свою очередь, не оставалось ничего иного, как занять круговую оборону в районе д. Федьково и ждать приказа на выход из окружения. Таковой поступил лишь в 22.00 и предусматривал выход из окружения ночью мелкими группами, просачиваясь через боевые порядки противника.

Правее 120-я бригада вновь днём пыталась перейти в наступление, преодолев на этот раз 300 м, после чего подверглась нескольким сильнейшим авиабомбардировкам. Был вызван поддерживающий огонь армейской артиллерии, но по ошибке ей был выполнен артналёт не по частям противника, а по расположению батальонов бригады, и через 15 минут повторён.

Левее 112-я бригада вела огневой бой за Батюшково, успеха не имела.

36-я и 125-я бригады вновь пытались безуспешно наступать на Соколово. Части 50-й дивизии оказывали им поддержку, лишь сковывая противника на флангах.

Авиация противника вновь весь день оказывала сильнейшее воздействие на наши части. 172-й авиаполк действовал немного активнее, чем в предыдущий день, сбив в воздушных боях один «Юнкерс», два «Фокке-Вульфа», и потеряв сбитым один ЛАГГ-3.

Ночью и в первой половине дня 26 августа личный состав двух полков 17-й дивизии мелкими группами выходил из окружения в район Занино, Бекрино, Заречье. Несмотря на то, что плотность войск противника севернее этих деревень была пока не слишком высокой, выйти удалось далеко не всем. Подавляющее большинство потерь 17-й дивизии за этот день составили пропавшие без вести.

Все части Армии получили приказ закрепиться на достигнутых рубежах, перейти к обороне и пополнить стрелковые батальоны за счёт тыловых подразделений, доведя их численность до 300 человек в каждом. Исключение составили лишь 113-я дивизия с 520-м танковым батальоном, которым было приказано любыми средствами вернуть в свои руки д. Горки. Но сил у них для этого было явно недостаточно.

36-я и 125-я бригады были выведены из подчинения 50-й дивизии и готовились к маршу в новый район сосредоточения. Все танковые части, кроме 520-го батальона, вновь выводились в ближайший тыл для ремонта и восстановления техники. У командования Армии и Фронта зрели новые планы.

Дальнейшее развитие событий - в следующей статье.