Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Мозаики Святой Софии, которые турки скроют от нас

Уникальные памятники христианского искусства тысячелетней давности из-за решения властей Турции вдруг оказались на территории мечети. Их дальнейшая судьба неясна.

Мозаика «Деисус», 1261 год, фрагмент. Собор Святой Софии, Константинополь
Мозаика «Деисус», 1261 год, фрагмент. Собор Святой Софии, Константинополь

«Генеральный директор ЮНЕСКО выражает глубокое сожаление в связи с принятым без предварительного обсуждения решением турецких властей изменить статус собора Святой Софии <...> ЮНЕСКО должна быть заблаговременно уведомлена о любых подобных изменениях, которые в случае необходимости рассматриваются комитетом всемирного наследия».

В заявлении специализированной организации ООН по вопросам образования, науки и культуры чувствуется неприкрытая обида. Но дело не только в том, что, решая политические вопросы, опять забыли посоветоваться с музейным сообществом.

Мозаика «Архангел Гавриил», 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь
Мозаика «Архангел Гавриил», 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Собор Святой Софии, с 10 июля получивший статус мечети, был построен в VI веке как главный христианский храм мира. Девять веков подряд это был самый великолепный архитектурный комплекс и центральное хранилище произведений искусства на планете. После захвата Константинополя султаном Мехмедом II в мае 1453 года и первой трансформации Софии в мечеть эта часть ее славы померкла и забылась.

Но когда в 1847 года султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, братья сделали удивительное открытие: уникальные византийские мозаики IX–XIII вв. были не уничтожены, а просто скрыты за штукатуркой.

Мозаика «Деисус», 1261 год. Собор Святой Софии, Константинополь
Мозаика «Деисус», 1261 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Братья даже раскрыли часть мозаик в верхней галерее собора и зарисовали их, но потом вновь замазали штукатуркой — ислам запрещает любые изображения людей в исламских святынях. Но открытие Фоссати взбудоражило западный мир, и ученые только ждали шанса продолжить исследования.

В 1930 году американский искусствовед и филантроп, основатель Византийского института Томас Виттемор наконец получил разрешение удалить со стен собора слои штукатурки, работая в перерывах между богослужениями. В команду реставраторов, собранную Виттемором, вошли специалисты из Англии, Италии, Франции — и русские эмигранты, осевшие в Константинополе. Они, например, раскрыли сенсационную «Богоматерь с младенцем» 867 года в апсиде храма.

​ «Богоматерь с младенцем», 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь
​ «Богоматерь с младенцем», 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Академик Виктор Лазарев, крупнейший советский византолог, писал, что в этой мозаике «живо чувствуются пережитки <...> античного понимания формы <...> и столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — все придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью».

Грандиозный Деисус 1261 года, обнаруженный в южном вестибюле собора, признан вершиной искусства палеологовского периода. Вотивная мозаика XI в. в южной галерее, в которой императрица Зоя заменяла изображения своих мужей одно за другим, — бесценный памятник для историков. Да и то, что в 1935 г. президент Турции Кемаль Ататюрк под впечатлением от исследований Виттемора преобразовал Софию в музей, — историческое событие.

Справа налево: императрица Зоя Порфирородная (978-1050), Иисус, император Константин XI (третий муж Зои). Ранее фигура слева имела лицо второго мужа Зои, императора Михаила IV. А первоначально - её первого мужа, императора Романа III. Собор Святой Софии, Константинополь
Справа налево: императрица Зоя Порфирородная (978-1050), Иисус, император Константин XI (третий муж Зои). Ранее фигура слева имела лицо второго мужа Зои, императора Михаила IV. А первоначально - её первого мужа, императора Романа III. Собор Святой Софии, Константинополь

Раскрытие мозаик продолжалось до 1939 года, а их изучение и описание идет до сих пор. На этом материале были сделаны блестящие научные карьеры, написаны десятки книг и сотни научных статей, ведь, по сути, Святая София — единственный сохранившийся мост между искусством античности и художниками Возрождения.

Но теперь это мечеть. Мраморный пол собора будет покрыт ковром, а раскрытые мозаики надо куда-то деть. Власти Турции туманно сообщают о том, что обсуждаются разные варианты: закрыть их занавесками, затенять с помощью специальной лазерной системы или снять их со временем со стен и перенести в музей.

Мозаика «Император Лев VI», IX век, расположена над Императорской Дверью. Собор Святой Софии, Константинополь
Мозаика «Император Лев VI», IX век, расположена над Императорской Дверью. Собор Святой Софии, Константинополь

Представьте, если бы власти Италии приняли решение вновь засыпать Помпеи землей и вернуть этот участок потомкам фермеров, возделывавших здесь огородные культуры до середины XVIII в.