Найти тему
БИБЛИЯ - Экзегет.ру

Два капподокийца: Василий Великий и Паисий Святогорец

12 июля (29 июня по старому стилю) в 1994-м году отошел ко Господу старец (ныне преподобный) Паисий Святогорец. День его преставления стал днём его памяти после прославления в лике святых греческой православной Церковью (в 2015-м году). По своему происхождению и духовным корням преподобный был фарасиотом (урожденным селения Фарасы). Фарасиоты же, в свою очередь, были продолжателями выдающегося, берущего свое начало от великих Отцов-каппадокийцев аскетического Предания.

Однако, что общего у святого, практически нашего современника, и, скажем, у великого каппадокийца Василия Великого, жившего 16-ю веками ранее?

Оба родились в Каппадокии и воспитывались в благочестивых многодетных семьях. В семье Василия Великого было девять детей, а в семье, где родился Преподобный Паисий, их было десять. Забота и попечение о ближних осознавались ими с первых лет жизни. В молодом возрасте оба они приняли монашество: старец Паисий в 26 лет, а Василий Великий в 29 лет. Будучи призванными Христом на особое служение Богу и Церкви, они проявили ревность и серьёзное отношение к духовной жизни. Как Василий Великий, так и Паисий Святогорец особое внимание уделяли нравственности и развитию совести. Эти вопросы занимают особое место в их аскетическом учении.

Наставления Василия Великого были универсальны как для монахов, так и для мирян. Он не выделял монахов как своеобразную церковную элиту и даже способствовал формированию так называемого монашества в миру. Аскетическими наставлениями Преподобного Паисия в настоящее время с большим успехом руководствуются как монашествующие, так и миряне.

Главной целью подвига для монаха и Василий Великий и cтарец Паисий считали совлечение с себя ветхого человека и борьбу с душевными страстями. В основание духовной жизни оба подвижника полагали чтение Священного Писания и молитву.

Особое внимание в аскетическом учении Василия Великого и Паисия Святогорца отведено борьбе с помыслами. О том, что любой грех начинается с помысла, единогласно говорят все Святые отцы Православной Церкви. Принятие злого помысла – это начало греха. В наставлениях старца Паисия Святогорца мы знакомимся с такой добродетелью как «открытие фабрики добрых помыслов», благодаря которой человек побеждает грех в самом его корне.

В этих и других сторонах вероучения и аскезы преподобный Паисий был продолжателем славных традиций великих Отцов Церкви и по праву может быть назван «последним капподокийцем».

Автор: Сарра Биллер

Больше наших статей смотрите тут.

Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.

И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.

Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.