Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Как добиться сходства в портрете

Оглавление

Сходству в портрете уделяется слишком много внимания. Это первое, что оценивает зритель без художественного образования, к этому также в первую очередь стремится начинающий художник. Так и хочется сказать: «Далось оно вам, это сходство! Давайте поговорим об искусстве!»

Тем не менее, стремиться к сходству похвально, главное помнить, что эта задача решается не в первую очередь.

Что важнее сходства

Самое важное в портрете – это цельность. Чтобы нос не уехал вбок, глазные впадины были на равных расстояниях от средней линии, а круговая мышца не смещала рот. Поэтому в первую очередь художник должен уметь выстраивать общую форму, знать классические пропорции головы, изучить положение всех частей лица в любом повороте. После этого уже можно говорить о сходстве.

Пять остановок на пути к портретному сходству

Нарисуйте заранее заготовку к портрету

Классические пропорции головы всем известны. Глаза находятся на средней линии, надбровные дуги и основание носа делят лицевую маску на три части. Шея от подбородка до яремной впадины имеет длину ещё одной такой трети. Высота уха равна расстоянию от внешнего угла глаза до этого самого уха. Но это справедливо для профильного положения головы, в других случаях расстояние сократится.

Не буду дальше писать о том, что трудно воспринимать на слух. Скажу только, что индивидуального в наших черепах мало. Это утверждение с одной стороны обидно, а с другой – радостно. Художнику есть на что опереться.

Ищите отклонения от шаблона

И вот модель пришла и села перед художником. Самое время проверить, помещается ли ещё один глаз у неё между глазами или есть отклонения? Находится ли ухо строго в пространстве от бровей до основания носа? Какой ширины у неё лицевая маска? Насколько выступает затылок – череп в пространстве спереди назад длинный или короткий?

Если к моменту прихода модели вы сделали на листе пометки для классических пропорций, дело пойдёт быстрее.

Требуйте несколько фото, если с натуры работать невозможно

Если вы рисуете по фото, то я вам сочувствую. Вспоминается анекдот про Пикассо. Кто-то сказал, что люди на портретах у Пикассо не похожи на себя.

– А где человек похож на себя? – спросил Пикассо.

– Да вот, посмотрите, – и критик достал фотографию жены, – тут она на себя похожа!

– Она такая же маленькая и плоская? – задал вопрос художник.

Парировал, словом. И если вам приходится работать по фотографии, то вы имеете только один ракурс, что очень затрудняет составить полное впечатление о человеке.

Просите несколько разных фотографий, а ещё лучше видео. И ещё лучше требуйте хотя бы один сеанс с глазу на глаз с моделью.

Посмотрите на работу в зеркало

Смена угла зрения помогает выявить ошибки. С этой же целью можно переворачивать лист (холст) вверх ногами или закрывать по очереди левую и правую половины головы.

Любой новый взгляд помогает увидеть то, что замылилось и ушло из внимания.

И знайте: со временем приходит тонкое внутреннее чувство пропорций

Такой портрет может не быть точной копией фотографии, но он отразит характер образа точнее фотокарточки. Кроме того, не всякая модель обрадуется точному сходству! Возможно некая романтизация образа пойдёт только на пользу делу. Не рисуйте маму полной, а папу лысеющим. Прибавьте мужественности юноше, скройте пару морщин зрелой женщине! Не будьте в рабстве у натуры.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Как быстро и хорошо научиться рисовать портрет