РАЗВЕДКА БОЕМ
2-й гвардейский Тацинский танковый орденов Красного Знамени и Суворова корпус, в составе других соединений и частей, вступил в операцию по освобождению Литовской республики от фашистских захватчиков. Освобождая один за другим населенные пункты, корпус 31-го июля 1944 года форсировал реку Неман, а первого августа в составе 5-й армии принял активное участие в освобождении города Каунаса. В дальнейшем танковый корпус расквартировался в Литве на формирование. Во время операции «Багратион» по освобождению Белоруссии и части территории Литвы танковый корпус был крепко потрепан и нуждался в пополнении боевой техникой и людьми. Командир корпуса генерал А. С. Бурдейный, пополнив боевые силы, 29-го августа 1944 года получил приказ о переходе границы Восточной Пруссии.
Первая саперная рота оставалась в резерве командования, а на пятые сутки боев командир части гвардии майор Мельников во второй половине дня прибыл в расположение роты и коротко сказал: «Поехали»
На исходе дня мы остановились в пустующем поселке, который состоял из полутора десятка жилых домов и отдельно стоящего дома, где размещалась оперативная группа корпуса.
Гремел разрывами артиллерийский бой. Солнце, закрытое пеленой гари, смрадом взрывчатки, обозначалось красным диском. Это напоминало мне Курскую дугу, где я был свидетелем исторической битвы с врагом.
Утром, поднявшись еще до восхода солнца, я прошел к отдельно стоящему дому, где размещалось командование корпусом. В то же время из дома вышли два майора. Они подошли ко мне, закурили и продолжили начатый между ними разговор. Что у меня осталось в памяти из их разговора?
— В бой было введено 300 танков. За пять дней боев осталось 30, оставшиеся танки преимущественно командного состава.
— Много было раненых?
— Нет. На подбитых и сожженных танках танкисты все погибли.
— А как артисты?
— Артисты тоже все погибли.
В период формирования танкового корпуса на пополнение прибыла группа танкистов, ранее сформированная и подготовленная в танковых училищах из артистов-профессионалов, добровольно пожелавших на фронт. Мне представилась возможность в одном танковом подразделении смотреть выступление двух артистов-танкистов, как было объявлено, иллюзиониста и его ассистента. Это были действительно артисты-профессионалы.
А во второй половине того же дня в частях и подразделениях корпуса политработники читали сводку Совинформбюро.
«...Войска генерала Бурдейного, прорвав сильно укрепленную оборону противника, приблизились непосредственно к границе Восточной Пруссии, к логову врага... Войскам генерала Бурдейного объявляется благодарность»
После пятидневных боев второй гвардейский Тацинский танковый корпус снова расквартировался в Литве на формирование.
— из воспоминаний А. МАРФИНА, ветерана войны и труда (1979)