(Евр. 10:23–25)
Завершив обсуждение доктринальных вопросов, автор Послания к евреям обращается к основам неуклонной верности Христу и пребывания на пути новом и живом. В Евр. 10:23–25 продолжаются побудительные призывы, которые в стихе 22 выражены словом «да», а здесь — «будем».
«БУДЕМ ДЕРЖАТЬСЯ» (10:23)
«Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший…»
Стих 23 начинается со второго побуждения в этом разделе. Смысл его таков: «Теперь, когда мы омыли свои тела в воде, давайте будем держаться веры». Первое побуждение находится в стихе 22: «Да приступаем с искренним сердцем, с полной верой…»
Автор призывает христиан «держаться». Это ключевая мысль в Послании к евреям. Как утверждается в 3:6, твёрдая уверенность, которой человек держится, помогает ему оставаться частью церкви, или дома Божьего. В 3:14 мы читаем, что причастниками Христу можно быть лишь в том случае, если мы будем твёрдо держаться до конца. Аргументация здесь аналогична той, что мы видим в Рим. 6:1–5, где святых — тех, кто крестился, — Павел увещевает оставить грех. То, что Бог верен Своим обещаниям, воодушевляет нас, ибо благословение вечной жизни стоит того.
Побуждение «держаться» необходимо в христианской жизни. Согласно кальвинистским воззрениям, истинно обращённый не может поступать иначе. Конечно, если человек не может отпасть от Божьей благодати, то не может быть и веской причины заботиться о том, чтобы держаться веры.
«Исповедание», по-гречески гомология, означает то, в чём признаются или что объявляют истинным. Мы однажды признали свою веру в Христа, что может быть то же самое, что и «доброе исповедание», которое сделал Тимофей в начале своей жизни с Господом. Павел уравнял это с исповеданием Иисуса перед Понтием Пилатом (1 Тим. 6:12, 13). Если человек однажды открыто объявил о своей вере и уповании на Господа как на Сына Божьего, то он навсегда обязан так же публично подтверждать сделанное заявление, живя в соответствии со своей верой. Отчасти он делает это, показывая свою веру по отношению к другим, которые, подобно ему, нуждаются в ободрении, чтобы оставаться сильными (см. 3:12, 13). Наш Господь верен нам, и мы должны быть верными Ему.
«Исповедание упования» — ещё одна основополагающая идея в Послании к евреям. «Упование», которого нужно держаться, заключает в себе всё христианство; познание Бога вселяет в нас надежду. Этой надежды, или упования, можно держаться несмотря на препятствия, возникающие в нашей жизни, потому что Бог верен Своим обещаниям.
Надежда — важнейший элемент веры (11:1). Вера не будет настоящей, если сомневаешься, что Бог «ищущим Его воздаёт» (11:6). В центре нашего упования — Христос (6:19, 20). В Нём мы имеем истинную надежду, в которой мы можем радоваться (3:6). Надежда — это «якорь» для души (6:11, 12, 18–20).
Мы можем крепко «держаться», ибо знаем, что «верен Обещавший». Бог исполнит Своё слово — касается ли оно покоя на небесах, прощения или права приступать к престолу милосердия с прошениями. Мы должны быть непоколебимо верными, как Бог верен нам. Его неизменная верность вселяет в нас надежду.
БУДЕМ ВНИМАТЕЛЬНЫ» (10:24)
«Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам».
Следующее побуждение появляется в стихе 24: «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам». В Современном Переводе переведено «Будем заботиться друг о друге, побуждать друг друга к любви и добрым деяниям».
«Поощрять», или «побуждать», — настолько сильное слово, что его применяли, когда говорили о чём-то, что спровоцировало приступ, или «припадок». Это слово — пароксисмос. Если бы слово «провоцировать» не было сегодня так негативно окрашено, то в данной ситуации оно бы лучше всего подошло для перевода. В данном контексте пароксисмос означает решительный призыв к другим больше любить друг друга и творить добрые дела служения. Смысл его в Послании к евреям — побуждать к добру, а не вызывать «неприятное чувство раздражения» (Брюс).
Христианская любовь должна иметь практический результат. В Деян. 15:39 (Синодальная Библия) слово пароксисмос переведено как «огорчение» (в Славянском Евангельском Обществе и Международном Библейском Обществе «острое разногласие»). Означает ли это, что мы должны постоянно побуждать друг друга ко всё более важным делам вплоть даже до «острого разногласия»? Если назидаемый не хочет делать добрые дела, то наша настойчивость может привести к ссоре. То же слово употреблено в 1 Кор. 13:5, где говорится, что христианская любовь «не раздражается». Чтобы побуждать друг друга к любви, мы, наряду с Писанием, должны использовать все сильные и правильные эмоции. Человек, постоянно побуждаемый к верности, скорее склонен хранить её. Если «любовь» в стихе 24 это «любовь к Христу», тогда стих 25 говорит нам, что мы должны регулярно присутствовать на богослужениях, где об этом много говорится и где происходит поклонение Христу. Если это любовь друг к другу, то и тогда требуется то же самое: мы должны регулярно поклоняться со святыми, чтобы возрастать в любви к братьям. Разобщённость не делает сердце более любящим.
НЕ БУДЕМ ОСТАВЛЯТЬ (10:25)
«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».
Далее идёт следующее побуждение: «Не будем оставлять собрания своего». Стойкость достигается тем, к чему побуждает этот стих, то есть участием в собраниях и увещеванием друг друга. Слово, переведённое как «собрание»,— это эписинагоге. Данный стих, а также Иак. 2:2, могут косвенно указывать на то, что церковь I века для своих собраний использовала синагогу (синагоге).
Вначале этот термин означал «собрание», но потом стал означать «место встречи». Однако возможно, что были обращены целые группы, собиравшиеся в многочисленных синагогах Иерусалима. Не исключено, что места их встреч после этого использовались для церковных собраний. В свете высказанного предположения говорить, что в новозаветные дни не было «церковных зданий», может не всегда соответствовать истине.
Христиане должны были собираться с целью ободрения и увещевания друг друга, к чему призывает стих 24. Не забывайте, что автор Послания к евреям побуждает к тому, чтобы это делалось каждый день (3:12, 13). Этот стих говорит не «увещевайте собираться», но «собирайтесь, чтобы увещевать». Как ещё первые христиане могли увещевать и укреплять друг друга, если не проводя сообща время? По мере того, как становилось всё более явственным, что время оное приближается, они должны были собираться, чтобы исполнить это наставление оставаться до конца верными. Наставление, увещевание и побуждение — важные цели собрания (1 Кор. 14:26–33). Автор «Евреям» считал, что невозможно тому, кто не собирается регулярно с другими верующими, оставаться верным Господу. «Одиночка» может быть верующим, но не стойким верующим.
Таким образом, данный стих призывает не просто к еженедельному собранию в Господний день, хотя это и очень важно. Это наставление требует, чтобы для взаимного ободрения и укрепления братья-христиане собирались как можно чаще. Отсюда можно сделать вывод, что в случаях особой необходимости рекомендуется проводить специальные богослужения, ибо кто измерит силу молитвы, когда святые соберутся в большую группу, дабы приступить к Отцу небесному?
«Оставлять» (энгаталейпо) церковные собрания есть верный знак отступничества — или знак того, что отступничество скоро произойдёт. Слово «оставлять» означает «прекращать, переставать посещать». Игнорирование собраний святых часто ведёт к полному отказу от веры. Первые читатели этого письма испытывали сильное давление со стороны иудеев, тянувших их обратно к храмовому поклонению в соответствии с законом. И автор увещевает их оставаться верными Христу. Ведь они ещё не сдались и в прошлом в подобных испытаниях сохраняли верность (ст. 32–36).
Братская поддержка понадобится ещё больше, когда эти читатели увидят «приближение дня оного». Человек не может увидеть «приближение дня оного», если под таковым подразумевать его собственную смерть или второе пришествие Господа. Тот, кто обладает слабым здоровьем, кто стареет и слабеет, может понимать, что смерть не за горами. Однако точное знание времени этих событий требует откровения от Бога.
А вот близкое падение Иерусалима Божье откровение действительно позволило христианам «усмотреть»; эти пророчества записаны в Мф. 24, Мк. 13 и Лк. 21. Заявления Иисуса подсказали, в частности, евреям из Иудеи время «приближения дня оного». Вероятно, этот «день» был частью времени страдания для тысяч иудеев в связи с осадой Иерусалима, падением города и разрушением храма в 70 г.
Мы не можем предсказать второе пришествие Христа, потому что нет «признаков», указывающих на это время. Признаки, озвученные Иисусом в Его пророчествах, относились к разрушению Иерусалима от рук Тита и римской армии, а не к концу света. Пророчествуя о падении Иерусалима, Иисус заявил, что даже Он не знает о времени конца света и Своего второго пришествия (Мф. 24:36). Поскольку Иисус во всех подробностях знал, что произойдёт, то неудивительно, что он оплакивал этот город (Лк. 19:41, 42).
ПРИЗЫВ К ДУХОВНОЙ ЛЮБВИ
«Любовь» в 10:24 — это любовь агапе, которая в Послании к евреям упоминается только здесь и в 6:10. Цель наших собраний — побуждать к братской любви (1 Пет. 2:17). Когда ссоры, вражда и разделения вкрались в коринфскую церковь, Павел посоветовал её членам прекратить «вечерю любви», потому что она превратилась в «вечерю ненависти» (1 Кор. 11:17–22). Он никогда не советовал прекратить собрания, а только велел братьям продолжать с верностью соблюдать Господню вечерю (1 Кор. 11:23–32). Значение этого соблюдения таково, что оно может вновь разжечь и восстановить любовь, ибо человек не может долго думать обо всём, что сделал Спаситель, будучи верен Своему Отцу и нам, и не устыдиться своего безразличия и непослушания. Это событие в наших регулярных собраниях в Господний день, кроме всего прочего, должно и дальше привлекать нас к кресту. Собрание — это часть Божьего метода побуждения нас к добрым делам; без него не многие из нас будут иметь горячее желание продолжать служить Богу.
Нельзя эффективно побудить братьев-христиан к любви, постоянно обличая их и указывая на них пальцем. Мы не должны делать и говорить ничего такого, от чего они утратят уверенность в чистоте наших намерений. Давайте лучше произносить ободряющие слова, которые укрепят их уверенность как в Боге, так и в нас. А без регулярного присутствия на богослужениях это сделать невозможно (10:25). Ранее автор Послания к евреям уже говорил своим читателям о плохих последствиях того, что братья не назидают друг друга (3:13).
ОБЩЕНИЕ ВО ВРЕМЯ СОВМЕСТНОГО ПОКЛОНЕНИЯ
Стих 25 указывает на то, что христиане пребывают в общении, как первая церковь в Иерусалиме (Деян. 2:42). Термином «общение» переведено слово койнониа, что значит «партнёрство», или «совместное участие». В 10:19 автор называет читателей «братьями». Какая прекрасная за этим стоит мысль — быть частью одной семьи, иметь одного Отца, любить друг друга, как добрые братья и сёстры. Когда адмирала Нельсона спросили, в чём секрет его успеха в сражении за Британию, он ответил: «Я имел честь командовать братьями». Это в равной мере является ключом к успеху церкви.
Я сожалею, что после смерти родителей (в 2001 и 2003 гг.) между мной и моими двумя братьями прекратилось то общение, которое у нас было когда-то. Мы по-прежнему знаем и ощущаем, что мы братья, и наши чувства никогда не погаснут. Но без совместных встреч в радости или в горе между людьми образуется пропасть. Так и христианам, чтобы быть братьями, нужно общение. Мы нуждаемся в ободрении, которое мы получаем благодаря молитвенным собраниям и наставлениям. Мы должны хотеть посещать богослужения — не только ради того, что мы можем получить от участия, но и того, как мы можем способствовать верности других.
Какая ловкая ересь: «Нам нужен Иисус, но нам не нужна церковь». Даже во время написания Послания к евреям некоторые, очевидно, говорили: «Нет смысла ходить в церковь. Это создаёт нам столько проблем. Там всегда происходит что-то такое, отчего портится настроение, и поэтому мы не будем поклоняться вместе с остальными верующими в Иисуса».
Господь задумал церковь как экклесиа, истинное «собрание» — именно так это слово нужно переводить. Слово «церковь» происходит не от экклесиа; этимология этого слова показывает, что оно через кириос («Господь») восходит к кириакос, что значит «принадлежащий Господу», или просто «Господний». В немецком и среднеанглийском оно приобрело форму кирхе, в шотландском кирк. В английском оно претерпело переход «к» в «ч» и стало звучать чёрч, а в русском — аналогичный переход «к» в «ц»: церковь. Слово кириакос в Новом Завете употреблено лишь дважды, в 1 Кор. 11:20 («вечеря Господня») и в Отк. 1:10 («день Господень»). Экклесиа принадлежит Господу. (В Мф. 16:18 Иисус назвал её «Церковь Моя»). Мы должны регулярно собираться для поклонения, чтобы сохранять общение церкви и на самом деле быть «Господней церковью».
Строго говоря, человек не может считать себя частью церкви, если он не верен собранию святых. Можно только пожалеть тех верных и благочестивых людей, которые больше не в состоянии посещать собрание. Часть собрания должна регулярно приходить к ним. Нельзя быть верными Христу, не поддерживая живое общение с Его избранным народом — святыми, которые являются членами Его непорочного тела (Еф. 5:25–27).
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ПРЕНЕБРЕГАЮТ СОВМЕСТНЫМ ПОКЛОНЕНИЕМ?
Почему уверовавшие евреи в I веке стали оставлять собрание, не говорится, но их причины, вероятно, аналогичны причинам тех, кто демонстрирует безразличие к совместному богослужению в XXI веке. Одни не хотят, чтобы их знали как христиан, потому что они стыдятся Христовой церкви. Другие предпочли мир с его временными соблазнами обещанию вечной жизни, данному верным членам Христовой церкви. Третьи невежественно думают, что могут быть достаточно верными и без регулярно собирающихся вместе братьев и сестёр. Это печальная ошибка, как учит 10:25, которая может привести к отступничеству, упомянутому в 10:26. Таким братьям мы должны помочь увидеть, как они рискуют. Послание к евреям настойчиво призывает «дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохранить до конца» (3:6). Аналогичная мысль выражена в 10:23: «Будем держаться исповедания упования неуклонно». Автор этим наставлением предваряет призыв «не будем оставлять собрания своего» (10:25). Он побуждает своих читателей сохранять верность на том основании, что верен Христос (10:23). Он был верен Своего Отцу — так неужели мы не должны быть такими же?
«Я ХОЧУ ХОДИТЬ ТУДА, ГДЕ БУДУТ УДОВЛЕТВОРЯТЬСЯ МОИ НУЖДЫ»
Люди, посещающие богослужения с целью удовлетворения собственных нужд, — себялюбцы или, как минимум, крайние индивидуалисты. Они сосредоточены на себе и упускают великую истину христианства — что мы удовлетворяем свои нужды, помогая другим. Фактически, именно так мы встречаемся с Христом (Мф. 25:37–40). Когда мы так или иначе начинаем помогать кому-либо из святых, он становится для нас как Христос! Собираясь вместе и вздымая свои сердца к Богу, мы обнаруживаем, что удовлетворена наша величайшая нужда. Вот почему у нас должна быть церковь, местная община. В церкви мы должны помогать другим, а не сосредоточиваться исключительно на себе. Поступать так — значит выворачивать христианскую религию наизнанку.
Мы все выигрываем от общения в атмосфере любви. Мы должны искать тех, кто чувствует себя изгоем, и привести их (Лк. 14:23).
ИДЕАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЦЕРКВИ / ЦАРСТВА
Церковь — это царство Бога и Христа (Еф. 3:5). Если мы принадлежим Христу, то мы «подданные» Его царства. Если мы отошли от путей мира, то мы — члены Божьего собрания (экклесиа), церкви. Как выглядит это царство — или каким оно должно быть? В своей книге «О благодать» Джонатан Козол рассказывает о двенадцатилетнем мальчике из бедного и криминального района Саут Бронкс в Нью-Йорке. Он знал, что такое уличная жестокость и убийство и ещё много других преступлений. Однако он также видел и доброту хорошей местной церкви. Его звали Энтони, и он часто говорил о «царстве Божьем». Козол попросил этого мальчика записать своё определение Божьего царства. Сначала тот отказался, но через несколько дней показал Козолу три исписанных тетрадных листка. Вот часть его определения:
«На небесах не будет никакой жестокости. Не будет оружия и наркотиков… Не нужно будет платить налоги. Вы узнаете всех детей, которые умерли ещё маленькими. Иисус будет к ним добр и будет с ними играть. Вечером он придёт к вам домой в гости».
Это прекрасное описание того, что должна давать церковь уже сейчас. Она даёт мир, когда действительно является «преддверием небес». Нам надо узнать хотя бы малую часть небесного покоя в Божьем царстве на земле уже сейчас. Мой дядя, Глен Пейс, любит свой родной штат Арканзас и любит проповедовать о небесах. Я в шутку обвиняю его в том, что он так живописует Арканзас, что слушатели не могут определить, то ли он говорит об Арканзасе, то ли о небесах!
Чтобы быть «домом [семьёй] Божьим», нужно, чтобы каждый из нас был лично предан Христу, войдя в это общение в вере через врата водного крещения (ст. 22; см. Гал. 3:26, 27). Мы не можем приступать к Богу в качестве члена Его семьи, если не исполнили Его условия в отношении спасения. Как мы можем называться братством, если не вошли в общение одинаковым образом? Совершенно ясно, что тем средством, которое позволяет войти в тело Христа, является водное крещение (1 Кор. 12:13). Только в этом теле мы можем иметь «полную веру» (10:22). Мы должны «держаться исповедания упования неуклонно» (10:23). Мы спасены надеждой (Рим. 8:23–25) и пребываем «в надежде вечной жизни» (Тит. 1:2). В основании нашей веры лежит надежда.
Именно в собрании мы поощряем друг друга к любви и добрым делам (10:24); мы вряд ли смогли бы это делать как-то иначе. Телефонные звонки и электронные сообщения не могут заменить личных встреч с теми, кто может «поощрять» («побуждать»; Современный Перевод) нас к лучшему служению и лучшей любви.
ПРИБЛИЖЕНИЕ ДНЯ ОНОГО
Некоторые думают, что приближающийся «день» в стихе 25 — это день возвращения Господа и/или день Последнего суда. Мы не знаем время, когда вернётся наш Господь. Это может случиться при нашей жизни или вскоре после.
Незадолго до 1988 г. вышла книга под названием Восемьдесят восемь причин, почему Восхищение произойдёт в 1988 году. Если бы вы прочитали её и поверили, а потом бы этого не произошло, то каким был бы результат? Вы бы, наверное, навсегда перестали доверять так называемому знатоку Библии, написавшему эту книгу, или, может быть, даже всем проповедникам, заявляющим, что знают «признаки», содержащиеся в Писаниях и указывающие на приближающийся конец нашего века? Стали бы вы вообще когда-либо ещё слушать подобного проповедника? Заблуждение никогда не помогает, а только показывает глупость одарённых богатым воображением толкователей.
Господь не пришёл ни в 1988, ни в 2000 году, как предсказывали другие. Толкования библейских высказываний относительно даты конца суть заблуждения. Из-за того, что столько предсказаний оказались неверными, подобные проповеди ослабляют веру. Намекать, что делать заявления такого рода правильно, — всё равно что говорить: «Будем делать зло [и учить этому], чтобы вышло добро» (Рим. 3:8; Российское Библейское Общество). Добро не приходит от лжеучения, и я знаю, что Бог никогда не хочет, чтобы учили лжи.
Учение, которое утверждает, что каждое последующее поколение хуже предыдущего и что сейчас мы живём в «последние дни», таким образом исполняя 2 Тим. 3:1–5, идёт от неверного толкования 10:25. Этому Библия нигде не учит. «Временами» Павел называет продолжительные отрезки времени, в которые преобладают определённые условия. Люди, описанные Павлом во 2 Тим. 3, тогда уже поднимались, и потому он предупреждал Тимофея: «Таковых удаляйся» (3:5). Как он мог «удаляться» их, если они должны были появиться только в XXI веке? «Времена тяжкие», о которых здесь говорится, это не просто последние несколько дней перед возвращением Христа, а каждое поколение, в котором нас окружают плохие люди. Когда их не бывает? Некоторые действительно «преуспевают во зле», и мы часто видим, что «во многих охладевает любовь» (Мф. 24:12). Тем не менее, мы должны быть осторожными в выдвижении своих идей, потому что неверное толкование Писаний может нанести вред.
Как мы уже отмечали, «день оный» в 10:25 — это должно быть время падения Иерусалима в 70 г. Иисус назвал признаки, указывающие на то, что время этого события близко (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21). Что это был за день, приближение которого можно было увидеть? (1) Это не мог быть день смерти человека, потому что не все видят приближение этого дня. (2) Это не мог быть Судный день, потому что никто не знает, когда он придёт. (3) Это не мог быть день Господень, потому что собрания проводились в первый день каждой недели и до этого приближающегося дня. (4) Вероятнее всего, это было время, когда Иерусалим будет окружён и разрушен римской армией. Христиане, вооружённые предупреждениями и признаками Иисуса, могли увидеть приближение этого дня. Автор Послания к евреям даже цитирует Авв. 2:3, 4, где говорится о разрушении Иудеи Вавилоном. Возможно, он применил эти слова к поражению Иерусалима, нанесённому Римом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мозес Стюарт прекрасно резюмировал то, что сказал автор в стихах 23–25: «“Братья, делайте всё, что в ваших силах, чтобы уберечься от отступничества. Тем более, что для возврата к иудаизму теперь очень неподходящее время; близится час, когда иудейский храм и вся страна будут разрушены”».