Александр Жибров
1989 год начался с «новости». Летом ремонт полосы, мы летим в Черляны. До мая месяца жизнь прошла в ожидании, наверно поэтому и время пролетело быстро.
Сразу после «майских» праздников все засобирались. Перелет прошел как обычно. Сели, осмотрелись. Народу много, надо обживаться! Вечером построение командир назначил, ну а мы на экскурсию. Украина - не Белоруссия!
А куда в те годы ноги могли привести? Конечно, в магазин! Смотрим – глазам не верим! Стоит сухое вино, разные сорта, причем такие, что и лет 10 назад были дефицитом! А тут даже никто не берет! Европа - однако….
Ну, Бобровичи за полчаса и размели все подчистую! Местные сразу возмущаться – одну бутылку в руки… Поздно!
Полеты шли обычно, как и дома. Немного обжились на новом месте. Гостиница, столовая, аэродром, гостиница. Круг замкнулся. Через пару недель привыкли. Каждое построение начиналось с «цирка». Всегда кто-то умудрялся «залететь». Если у летчиков в гостинице было более менее прилично «досуг» проходил, то в казарме у техников… да что там говорить, «головная боль» командира.
Проснулся утром, солнышко светит, тихо так… Думаю, а чтобы на зарядку не сбегать? Оделся и трусцой в сторону высотки. Через пару минут Валера Кумарев догоняет. Бежим себе потихоньку. Слышим, сзади еще кто-то «шлепает». Да, не одиноки мы с Валерой, надоело еще кому-то командировочная жизнь! Оборачиваемся, а это командир полка – Заплутахин, тоже на зарядку вышел.
- Молодцы! Делом занимаетесь. Надо было и подчиненных с собой взять!
Утром на построение очередной «разбор» прошедшей бурной ночи. Командир не выдержал в конце и говорит:
- Ну сколько можно пить? Вы как с цепи сорвались! Вот берите пример с летчиков (называет наши фамилии) – утром только солнце встало, люди зарядкой занимаются, а Вы? Уже все выпили в радиусе 50 километров!
Честно, скажу на зарядку больше не ходил, то полеты, а потом и в отпуск стал собираться.
Сборы по пускам ракет в Дубно
Согласно плана боевой подготовки впереди «нарисовались» сборы по пускам УР (управляемых ракет) в Дубно. Лететь, честно не хотелось, потому что через неделю в отпуск. А тут еще и спина стала «клинить».
В кабину еле-еле залазишь. Поговорил с комэской. Ответ короткий, как выстрел – «летишь». У штурмана не было допуска на пуски ракет, вот и стали собираться на сборы. Самое смешное в той ситуации, что штурман у меня был Андрей Алейников. Ему надо было продержаться максимум полгода до пенсии. Проблема простая – зрение! ВЛК он проходил просто.
Выучил таблицу наизусть, а мог «видеть» только верхние две – «Ш» и «Б», и то лишь по той причине, что их просто не перепутаешь. Ракеты надо пускать Х-25, там в основном работа штурмана (он наводит на цель по радиолучу).
Летчик пускает в район цели, а дальше, извините, точность нужна от штурмана.
Подошел к замкомэске (Сутурин С.Г.), обрисовал «проблему».
- Да я все знаю! Пусть очки берет, не стесняется. А в крайнем случае и сам отработаешь без проблем.
- Знаю, «плавали»…
Летим на тактический пуск. Сутурин на полигоне, еще километров за 50 до Повурска, вышел на 5 канал и говорит в эфир:
- Ты скажи «правому», пусть «фокус» наводит…
Андрюха улыбается, достает футляр с очками и через минуту докладывает:
- К стрельбе готов!
На следующий день уже пускаем ракеты. Три вылета, в каждом по две ракеты. Видно не задалось нам в тот день.
Один пуск, второй - ракеты сходят нормально, но… «проваливается» вниз и не управляется. На земле в классе ОК (объективного контроля) сидит заместитель генерального конструктора, женщина средних лет, смотрит пленки тестера и, не найдя «крамолы» в действиях летчика, выносит вердикт:
- К экипажу претензий нет!
Летим другой вылет. Картина аналогичная. Опять класс и снова те же слова.
Летим третий вылет. Тут уже Андрюха начал возмущаться (хочется ракетой в цель попасть):
- Да сколько можно? Не ракеты, а бревна!
Крайняя ракета сошла нормально. Даже стала управляться, что вызвало бурную реакцию у штурмана. Только радость его длилась секунды - на конечном этапе, видимо, «головку» переклинило и, на высоте метров 25, она вышла в горизонт и летела пока сил хватило. Правда попадание оказалось точное, только совсем в другую цель. РП полигона участливо так спрашивает:
-Вы, по «27-й» цели работали?
-Да!
- Прямое попадание!
Весь «сыр-бор» с этими ракетами был из-за того, что КБ решило модернизировать ракету «Х-23», кстати отличная ракета и пускать ее было одно удовольствие. А новое детище («Х-25») было сырое. Такая же картина и у других экипажей. Разговаривая с представителями КБ этих ракет, узнали, что стоимость каждой или 1,5, или 2 «ГАЗ -24». Андрюха со злости говорит:
- Лучше бы дали нам по одной и все дела!
Прилетели назад в Черляны недовольные, с обострившимся радикулитом и «допуском» штурмана на пуски ракет.
Гости с Германии
Скоро в Черлянах обжились как могли. Львов рядом, можно на «экскурсию» съездить, немного развеяться. В округе ставки – для рыбаков раздолье. Но бывали такие моменты, когда «золотой запас» заканчивался. Народ «грустнел», особенно это было «заметно» в выходные.
Как-то в пятницу, через нашу «точку» пролетала группа «МиГ-21-х» с ГДР. Эскадрилья села, пообедала, заправила самолеты и дальше, кажется, в район Астрахани на учения. «Живые» немцы на аэродроме вызвали интерес. Кто когда-то служил в Германии даже успели «пообщаться». А вот самолет Ан-26, с техниками на борту, по какой-то причине остался ночевать в Черлянах.
Поселили экипаж на нашем этаже. Комфорт - супер! Как раз на выходные отключили воду – живи как хочешь. Ближе к вечеру слышу в соседнем номере шум подозрительный. Тут в номер заходит Саша Королев (это он чуть ли не силой затащил в гости командира и второго пилота) и спрашивает:
- Саня, есть что-то выпить? А то гости «пришли», неудобно!
Нашли в комнате грамм 200 спирта, Заходим вместе в номер. Ну, сидят два «ганса», один – постарше, стройный, худощавый, с заметной сединой в волосах (командир) и второй – помоложе (правак). Потихоньку начали «про жизнь» говорить. Сашка им наше угощение – сало, хлеб и спирт водой разбавил, да так, что он с хлопьями осадок получился. Ну, конечно, лучшее гостям! Те вроде начали сопротивляться, но советские летчики возражений не принимали. Смотрим, им минут через 10 похорошело. Они собираются в номер к себе, за презентом.
В это время заходит к нам наш «особист». Парень отличный, кстати, сам в этой системе оказался почти случайно (бывший техник) и многие с ним были в хороших отношениях, частенько сиживал у нас в гостях. Видит такое дело и говорит:
- Вы же только не скажите, что я из КГБ. Я просто инженер.
Пришли немцы. Командир по-русски знал пару слов, а «правак» учился в Монино и прекрасно все переводил. Братья по оружию принесли бутылку шнапса. Еще через 15 минут компания начала «летать», правда «низенько-низенько». Перешли к знакомству. Каждый из нас представился, немцы уважительно кивают головой. Подошла очередь «особиста».
- Майор Иванов, инженер эскадрильи.
Немец, командир экипажа, уже в очень хорошем состоянии, вдруг встрепенулся, сфокусировал свой взгляд на особисте, с минуту смотрел на него и выдает реплику, водя указательным пальцем перед собой:
- Найн инженер! Их бин КГБ!!!
Все начали говорить, что действительно инженер. Немец не верил, только качал головой. Потом, после каждой выпитой рюмки, невзирая на тему разговора, «ганс», как будто приходя в «нормальное» состояние все повторял фразу обращаясь к представителю органов:
- Найн инженер! Их бин КГБ!!!
На следующий день борт улетел в Астрахань. По всей видимости, самолет пилотировал правый летчик…