Найти в Дзене
Материк книг

"(Не) Зачем идти в школу?" Димы Зицера - ну очень уж альтернативный взгляд на обучение

Перед тем, как сын пошел в первый класс, я купила эту книгу. Привлекло название, а как же. Книга в пух и прах разносит современное школьное образование, которое мало изменилось с советских времен по сути. Каждая глава в содержании говорит сама за себя (листайте галерею): Построенные рядами дети, цветы, речи, строгое одеяние, которое вернулось в большинство школ с нашего молчаливого согласия. Воля ваша, а я никак не могу избавиться от ассоциации с похоронами.. Вот так автор видит школу уже 1 сентября. И далее по накатанной - начиная с любимого психологами "ребенок вообще никому ничего не должен" и заканчивая речью, как можно учиться, когда все сидят рядами, смотрят друг другу в затылок, отпрашиваются, о ужас, в туалет, боятся учителя, где ребенка унижают? Просто не школа, а какое то жуткое заведение получается. Домашние задания не нужны, оценки унизительны, из детей каким-то образом смогли выбить всю любознательность и они ничего не хотят, им скучно и неинтересно - таковы реалии школы

Перед тем, как сын пошел в первый класс, я купила эту книгу. Привлекло название, а как же.

Дима Зицер (Не)зачем идти в школу? собственное фото
Дима Зицер (Не)зачем идти в школу? собственное фото

Книга в пух и прах разносит современное школьное образование, которое мало изменилось с советских времен по сути. Каждая глава в содержании говорит сама за себя (листайте галерею):

Построенные рядами дети, цветы, речи, строгое одеяние, которое вернулось в большинство школ с нашего молчаливого согласия. Воля ваша, а я никак не могу избавиться от ассоциации с похоронами..
первоклассник фото из открытых источников
первоклассник фото из открытых источников

Вот так автор видит школу уже 1 сентября. И далее по накатанной - начиная с любимого психологами "ребенок вообще никому ничего не должен" и заканчивая речью, как можно учиться, когда все сидят рядами, смотрят друг другу в затылок, отпрашиваются, о ужас, в туалет, боятся учителя, где ребенка унижают? Просто не школа, а какое то жуткое заведение получается.

Домашние задания не нужны, оценки унизительны, из детей каким-то образом смогли выбить всю любознательность и они ничего не хотят, им скучно и неинтересно - таковы реалии школы - говорит нам Зицер.

Что же делать?

Между тем школа - такая же услуга, как химчистка или ателье. Да-да, важная, творческая, формирующая, предлагаемая искусными профессионалами, но — услуга. А услуга предполагает заказ клиента.

Вот так. Поэтому родители должны сами выбирать школу и форму образования своего ребенка. Вся ответственность, дескать, на вас, дорогие родители. Сами выбрали - сами получили. И, дескать, в нашей стране очень все легко и удобно - можно по закону выбрать эту самую форму обучения и не страдать.

Критика советского образования:

Советское образование основывалось на том же принципе: отсутствие заказа от клиента и перекладывание ответственности на организацию, отвечающую за оказание услуги. В результате сегодня передаётся из уст в уста миф о чудесной советской образовательной системе, которая якобы позволила всем нам найти свою дорогу в жизни и за этот аргумент мы хватаемся как за соломинку.  Ничуть не бывало! Да, программа, возникшая в конце 20-х годов прошлого века и в огромной мере существующая до сих пор, дала возможность государству (а точнее – его представителям) решить важные задачи. Ну а мы-то тут при чем? Э-ге-гей, где вы, заявляющие, что советская школа готовила к жизни! Вы уж, пожалуйста, решите: либо ваши нелюбимые 90-е подготовила именно эта замечательная образовательная система (напомните, как там было с этой самой готовностью к жизни?), либо советская система не имела никакого отношения к жизненным навыкам и умению построить взаимоотношения с современной действительностью.

А что, школа у нас должна учить жизни или давать знания академические все же? Я считаю, школа жизни не должна учить. Я вообще с Димой (так называет себя человек 1966 г. рождения) Зицером не согласна практически ни в чем. Он как Лабковский. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Легко демонизировать школу. Пишет, что в кружках раннего развития только деньги собирают, что это никому не надо, а у самого частная школа. Вовсю критикует советскую и нынешнюю систему образования, а сам предлагает кальку с западной, причем американской, насколько я понимаю, называя себя педагогом-гуманистом.

Про дистанционное обучение он тоже отличился: это, дескать, говорит он, приключение и вызов. Мы в своей школе отлично все организовали, что же мешает остальным? Он как правда не понимает, интересно, преподавал ли он когда-нибудь в глубинке, в деревне. Как бы он там организовал дистанционное обучение без тех. средств? Хорошо рассуждать, сидя в Питере.

В общем, пошел сын в школу. Уже в третий класс пойдет. Учительница хорошая, не орет, не унижает, объясняет хорошо. Никаких ужасов не вижу. Да, вырезают все снежинки и поделки - хочешь не хочешь - но как-то никто из детей не жалуется. Да, есть какие-то песни пляски, опять же - не хочешь не участвуй. Короче, не так все страшно оказалось.

И, кстати. несмотря на сохранившуюся внешнюю форму обучения, современной школе не чужды идеи гуманизма, она движется таки в ту сторону. Например, на собрании учительница сказала нам, что ребенка надо сравнивать только с самим собой, а не с другими. Чего он сам достиг. Правда, тут же проходят постоянные соревнования. Ну, пока так) Хотя бы шаги делаются.

А книгу эту я продала, так она меня возмутила на самом деле. Купила ее девушка с маленьким ребенком, одетая так неформально - будет, наверное, внедрять идеи в жизнь)

Книга И. Млодик "Школа и как в ней выжить" - здесь