Сегодня проанализируем слова, которые часто кодифицируются как исключения при объяснении правил правописания гласной в корне.
Правописание чередующейся гласной в корне
Предварительное замечание. Читатели нашего канала писали в комментариях, что в школьных учебниках СССР правил орфографии и пунктуации было меньше. Точнее, их объёмы были меньше. И это правда. Современные учебники, входящие в перечень министерства, пытаются дать формулировки максимального объёма. Увы, забыты статьи и выступления А.В. Текучёва о разумности при формулировке правил в школе, о том, что не надо перегружать учеников тонкостями и нюансами.
Если откроем учебник С.Г. Бархударова и С.Е. Крючкова для 5-6 класса в 2-х частях (1964 г.), то увидим, что исключения указаны только в правописании корней раст-/рос-: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав – отрасль. В правиле о чередовании гласной в корнях равн-/ровн- авторы предлагают обратить внимание на слова равнина, равняться, поравняться, равняйся. А правописание корней плав-/плов- представлено как написание трёх групп слов: с корнем плав-, с корнем плов-, с корнем плыв-. Нет в этом учебнике «современных» исключений: утварь, полог, чета и др. Не забивали авторы головы ученикам специальными и диалектными словами (выгарки, изгарь, пригарь, обироха, побироха, отжиг, выжимка, затируха и др.). К сожалению, сейчас появляются и выдуманные исключения. Например, избирком.
ПОЛОГ. Попало в разряд исключений с лёгкой руки Д.Э. Розенталя. Правда, он объяснял правописание корней лаг-/лож- в зависимости от согласной корня. Если при формулировке правила критерием написания выбирается наличие/отсутствие суффикса -а- после корня, то вопрос об исключении и не возникает. К тому же Д.Э. Розенталь, выделяя это исключение, признавал, что это слово «семантически уже не связывается с корнем лаг- - лож-». Кроме того, в современном русском языке в этом слове уже не выделяют приставку, корень полог- (см. словарь А.Н.Тихонова).
УТВАРЬ. С этим словом точно такая же ситуация. Как исключение появляется в пособиях Д.Э. Розенталя. И снова: «семантически уже не связывается с корнем твар- - твор-», в словаре А.Н.Тихонова приставка не выделяется.
СОЧЕТАТЬ. СОЧЕТАНИЕ. Здесь руку приложили многие авторитетные справочники. Хотя, если проанализировать лексические значения этих слов, то можно обнаружить, что между ними и словами с чередованием чет-/чит- в современном русском языке нет семантической связи, что и отражено в ПАС 2006.
ЧЕТА. Возможно, впервые это слово как исключение было кодифицировано в Справочнике К.И. Былинского (об используемых на канале словарях и справочниках см. здесь). В пособиях Д.Э. Розенталя оно не встречается. А вот в справочниках Н.С. Валгиной и А.И. Кайдаловой есть такое исключение. Не знаю, каковы были их аргументы: нигде они этот факт не прокомментировали. Но ещё в институте, разбирая эти правила, мы удивлялись вместе с преподавателем, почему это слово включают в исключения: ведь суффикса -а- после корня нет!
Правописание Ы/И после Ц
Авторы почти всех современных школьных учебников, формулируя это правило, указывают исключения в корне слова: цыган, цыплёнок, цыц и т.д. Откуда пошла эта традиция, я не знаю (возможно, от Д.Э. Розенталя). Хотя ни в Своде правил 1956 года, ни в ПАС 2006 в этом правиле не указаны исключения. Если открыть указанный выше учебник С.Г. Бархударова и С.Е. Крючкова, то там правило сформулировано кратко, без исключений: три случая, когда пишется ы (окончание, суффикс -ын-, в корне слов цыган, цыц, цыплёнок, цыпочки и однокоренных), а в остальных случаях пишется и. Так же объясняется правило в Справочнике К.И. Былинского 1970 года. Появившийся в конце 1960-х годов школьный учебник под ред. Н.М. Шанского уже кодифицирует эти слова как исключения. Среди современных учебников выделим УМК под ред. В.В.Бабайцевой: в этом правиле авторы не стали выделять исключения и сформулировали его в соответствии со Сводом правил 1956.
В каждой школе есть локальный акт, в котором регламентируются нормы оценки письменных работ по русскому языку. Практически везде ошибки в написании исключений отнесены к негрубым (в отличие от ЕГЭ). Если, не дай бог, дело дойдёт до судебных разбирательств («моего ребёнка неправильно оценили»), нужно понимать, что является исключением, а что нет.
В следующий раз начнем разговор об исключениях в правописании -Н-/-НН- во всех частях речи.
Если статья понравилась, проголосуйте за неё. Подписывайтесь на канал. Пишите в комментариях, о каких словах, переставших быть исключениями, вы знаете.
(с) Автор – Бисеров А.Ю.