Метроидвания - это поджанр видеоигр, главная его черта - множество разных путей на локациях, которыми нельзя воспользоваться, пока герой не получит ту или иную способность. Большая часть метроидваний - это 2D-платформеры, но характерные элементы встречаются и в других жанрах (относительно недавние примеры: God of War и Control).
Стандарты поджанра заложили культовые серии Metroid и Castlevania - их названия и образовали термин.
Я метроидвании очень люблю, поэтому расскажу здесь о самых любимых представителях поджанра. Важное: если вы тоже поклонник, то вряд ли найдете здесь что-то новое, эта статья - для людей, которые с метроидваниями незнакомы.
И ещё: как водится на этом канале, список лучшего - сугубо субъективный.
Castlevania: Symphony of the Night
Принято считать, что поджанр метроидвании начался именно с этой игры, долгие годы остающейся эталоном во многих аспектах.
Symphony of the Night вышла в 1997 году на первой PlayStation и с тех пор не раз переиздавалась для других платформ.
Главный герой игры - сын Дракулы Алукард, исследующий замок своего отца (титульную Кастлванию) и сражающийся с местными демоническими обитателями. В распоряжении игрока множество разного оружия и способностей, призыв фамильяров и, конечно же, прокачка.
Это очень классное готическое приключение, которое умудрилось почти не состариться - конечно, тому во многом помогает современный тренд на пиксельную графику в инди. Атмосфере здорово играет на руку отличный саундтрек за авторством Митиру Яманэ.
Не очень красиво состарилась озвучка игры - герои звучат как-то металлически - и отдельные элементы, например, очень долгий экран Game Over. Об этих и других вещах очень интересно рассказал Angry Video Game Nerd в своей ретро-антологии серии Castlevania.
Timespinner
В этом списке Timespinner находится благодаря своему ламповому дизайну и приятному стилю.
История девушки Лунайи, которая путешествует по эпохам своей планеты благодаря веретену времени, отлично подойдет тем, кто с метроидваниями не знаком: игра довольно простая и короткая, проходится за 6-8 часов.
Главная фишка Timespinner - упомянутый тайм-тревел: Лунайя проходит через одни и те же локации, но с разницей в тысячи лет. Кое-где это даже влияет на геймплей: чтобы проникнуть в конкретную локацию в будущем, нужно изменить ее в прошлом.
Сражается Лунайя с помощью магических сфер с разными эффектами - самые простые работают как обычное оружие ближнего боя, те, что посложнее, способны творить разное волшебство.
Во многих аспектах заметно влияние Symphony of the Night, и разработчики не стесняются своего источника вдохновения, что в этом случае сказывается на игре очень хорошо.
Это довольно теплая и ненапряжная игра, за которой можно провести пару вечеров с удовольствием.
Bloodstained: Ritual of the Night
А вот эта игра - прямой духовный наследник Castlevania: Symphony of the Night. Даже название это выдает.
Разработкой занимался Кодзи Игараси, человек, который трудился в Konami над серией Castlevania и "Симфонией" в частности.
Деньги на Bloodstained собирали на Кикстартере, и кампания была настолько успешной, что привлекла 5,5 миллионов долларов при необходимых 500 тысячах.
Главная героиня игры Мириам должна спасти мир и саму себя от проклятия, исследуя Замок Демонов.
Влияние "Симфонии" по понятным причинам очень велико: "Ритуал" следует прародителю во многих мелочах: начиная с дизайна, продолжая геймлпеем и заканчивая саундтреком.
Но даже если оставить за скобками очевидный оммаж, Bloodstained остается очень хорошей игрой и блестящей метроидванией, которую отлично приняли и игроки, и критики.
Серия Ori
Ori and the Blind Forest и Ori and the Will of the Wisps - невероятно красивые платформеры. Они гипнотически прекрасны.
Но это не единственное их достоинство. Несмотря на некоторую сложность, геймплейно игры Ori тоже выдающиеся.
Главный герой - милый лесной дух Ори - в первой игре пытается спасти от гибели родной волшебный лес Нибель, а во второй ищет свое предназначение за его пределами.
Об этих играх сложно рассказывать, потому что все великие в них вещи нужно описывать чересчур патетично, чтобы быть точным. Красноречивее всего об этом говорит один из пользовательских тегов ко второй игре в Steam: "Шедевр".
Axiom Verge
Вот мы и добрались до духовного наследника Metroid.
Эта инди-игра рассказывает про ученого по имени Трейс, который после взрыва во время неудачного эксперимента оказывается на враждебной планете.
Объективно это хорошая игра, но лично мне она не очень нравится. Виной тому давящий саундтрек и довольно однообразный биомеханический дизайн локаций, к которому обязывает источник вдохновения.
Несмотря на то, что у Axiom Verge много поклонников, мне она видится слишком вторичной - разработчик переходит грань между продлолжением идей и подражанием, чего не сделали, например, авторы Bloodstained: Ritual of the Night.
Dead Cells
Недавно я уже вспоминал Dead Cells в статье, посвященной лучшим рогаликам.
В этом списке Dead Cells находится тоже больше по совокупности заслуг, потому что как метроидвания она не очень сильна, ведь все "закрытые" пути здечь - это просто развилки прохождения. Набрав все руны, открывающие возможности главного героя, вы сможете выбирать, каким путём проходить игру: например, вместо локации с заброшенной деревней пройти сточными канавами.
На этом элемент метроидвании в Dead Cells заканчивается. Но всё еще остается классный платформер с кучей оружия и способностей, которые, конечно, же нужно открывать за местную валюту.
Несмотря на посредственную составляющую метроидвании, Dead Cells - очень классная вещь с высочайшим уровнем реиграбельности.
Hollow Knight
Пожалуй, лучшая игра в этом списке. "Полый рыцарь" - это такой, уж простите, Dark Souls в виде 2D-платформера.
Во-первых, на подобную атмосферу работает традиционная для жанра метроидвании сложность. Во-вторых, витиеватая подача сюжета, который рассказывается не напрямую, а через разные предметы.
Так же, как и в случае с Ori, много говорить про "Рыцаря" нет смысла. Про него много говорит фантастически хороший для игр подобного жанра рейтинг на Метакритике (как от критиков, так и от геймеров) и вал положительных отзывов в Steam.
Впрочем, рекомендую их не читать. Просто сыграйте.
***
Пока я писал про эти игры, понял, что есть еще множество очень хороших проектов, о которых стоит рассказать - список набирается на полноценную вторую часть материала, которая, скорее всего, состоится.
Пожалуйста, не стесняйтесь ставить лайк статье и подписываться на этот канал. Ваша поддержка - отличный стимул работать дальше и писать еще больше интересных материалов. Спасибо!