Гуляя как-то раз по Алуште, увидел строящийся храм в честь Царственных страстотерпцев. Вообще, как мне кажется, в Крыму как-то особенно развито поклонение семье последнего русского императора. И как-то в стороне остаются другие Романовы, которые тоже помногу жили и отдыхали в Крыму и строили здесь свои дворцы. В том числе Дюльбер – последний дворец и последнюю крепость дома Романовых.
Не буду касаться подробностей дореволюционной истории этого дворца в мавританском стиле. Потому что самое интересное, что случилось в его стенах, пришлось на Октябрьскую революцию и то, что завертелось после нее.
В октябре 1917 года, после того, как в Петрограде власть взяли большевики, на юге в Крыму тоже началось то, что потом советские историки назвали «Триумфальное шествие Советской власти». Триумфальное шествие в Крыму, во всяком случае в Ялте, сопровождалось боевыми действиями и, если называть вещи своими именами – грабежами. Богатеньких "буратин" трясли, выбивая из них золото-бриллианты, а одновременно новая власть занимала элитные гостиницы и дворцы. Разумеется, досталось и тем представителям дома Романовых, которые оказались в Крыму.
Но всем Романовым, которые осенью 1917 – весной 1918 года оказались на полуострове, невероятно повезло встретиться с настоящим ангелом-хранителем. Ангел оказался совсем не с крыльями. Внешне он был откровенным грубияном и матросом. Звали его Филипп Задорожный. Севастопольский ревком назначил его комиссаром, ответственным за охрану арестованных представителей рода Романовых.
Ситуация получилась уникальной в том плане, что Задорожный являлся комиссаром от Севастопольского совета. В Севастополе считали, что Романовых пока надо просто держать под арестом, ожидая решения из Москвы. А Ялтинский совет, в котором заправляли анархисты, считал, что с буржуями стоит поступать решительно и Романовых следует «отправить к Духонину». Кроме того, во всей завертевшейся каше кругом бродило достаточно просто откровенных бандитов, грабивших дома и людей.
В сложившейся ситуации Задорожный принял решение перевезти всех Романовых и их родственников, оказавшихся под его охраной, во дворец Дюльбер, как самый удобный … для обороны. Так во дворце оказались великие князья Александр Михайлович, Николай Николаевич, Петр Николаевич, их семьи и мать Николая II – Мария Федоровна.
Тут надо понимать один небольшой, но важный момент – великого князя Александра Михайловича в Севастополе очень уважали. Потому что он был
- а)на самом деле боевым офицером и опытным моряком
- б)создателем русской военной авиации и знаменитой Качинской авиашколы, кузницы авиационных кадров России.
А в Севастопольском совете заправляли в том числе и те, кто учился в авиашколе. И они стояли за Александра Михайловича горой. Так одни революционные матросы стали защищать Романовых от других революционных матросов.
Это был какой-то сюрреализм, но Дюльбер укрепляли, расставляя по периметру стен дворца прожектора и пулеметы революционный комиссар Задорожный и арестованный великий князь Александр Михайлович. Более того, в тот момент, когда ситуация сложилась так, что в любой момент мог начаться штурм Дюльбера анархистами и прочим сбродом, Задорожный хладнокровно раздал оружие тем мужчинам из Романовых, кого тоже можно было привлечь к обороне дворца…
Но вместо штурма пришли немцы. К тому моменту как раз уже подписали Брестский мир и они занимали территории разваливавшейся Российской империи. Немцы на полном серьезе собрались матросов, охранявших Романовых расстрелять. В том числе и Задорожного.
Но не тут-то было. Теперь на защиту революционных матросов и их комиссара встали те, кто недавно находился под их охраной – арестом. Великие князья Александр Михайлович и Николай Николаевич заявили, что эти люди – их личная охрана и так как немцы не могут обеспечить для Романовых охрану из российских граждан, то этой работой и дальше станет заниматься отряд Задорожного. Так уже Романовы спасли охранявших их моряков. Ещё несколько месяцев отряд Задорожного продолжал охранять Романовых в Крыму, пока те навсегда не покинули его на английских кораблях.
Есть мнение, что Мария Федоровна даже заказала бюст своего охранника – комиссара. К сожалению до нашего времени он не сохранился.
Удивительно, но Филипп Задорожный уцелел во всей революционной кутерьме и не попал по репрессии после Гражданской войны. Он женился, у него родились трое сыновей. Голову он сложил уже в Великую Отечественную, защищая Крым.
Вот ведь как бывает. Революционные матросы и Романовы в одной упряжке. Чего только не случается на крымской земле.
--------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.