Найти тему
Музей - это НЕ скучно!

Как выглядели павильоны России на первых всемирных выставках

Оглавление
Долгое соперничество: Россия и остальной мир...
Долгое соперничество: Россия и остальной мир...

Всемирная выставка - это международный конкурс демонстрации новейших достижений в науке, технике, культуре, искусстве. Это способ повышения имиджа государства, качественная реклама и маркетинг.

Идея возникала с бурным развитием капиталистических отношений, что случилось почти 200 лет назад. Ведущая индустриальная страна, "мировая мастерская" решила собрать в одном месте и в одно время, все выдающиеся изобретения человека.

Так в 1851 году в Великобритании в районе Гайд-парка состоялось событие, положившее начало экономической глобализации. С тех самых пор, традиция проведения международных выставок (сегодня это Expo) не утратила своей актуальности.

Проходят такие выставки с разной периодичностью, чаще это раз в два-три года. У каждой есть своя тема - слоган, символ, принимающая сторона обозначает дату открытия, как правило приуроченную к какому-нибудь историческому событию.

Например, символом парижских выставок (1878г. и 1889г.) стала Статуя Свободы и Эйфелева башня.

А девиз первой лондонской выставки (1851) звучал как "Индустрия всех Наций", тематика приурочена к промышленной революции (массовый переход от ручного труда и мануфактуры к машинному и фабрике).

Выставка в Париже (1889) презентовала тему "Французская Революция" в честь 100-летия взятия Бастилии. Девизом американской выставки (1962) в Сиэтле стал "Человек в Космическую Эру" (через год после вылета Ю. Гагарина).

За все время провождения выставок их миссия и направленность менялась, вместе с изменением сознания Человека. Первые выставки (1851—1938) были посвящены пропаганде индустриализации и демонстрировали достижения человека в промышленности и технике.

На выставке в Париже в 1900г. - был впервые представлен эскалатор, в Милане 1906 года- электрически трамвай, в США 1893- колесо обозрения, 1878г. в Париже - телефон, 1876 г. в Филадельфии - кетчуп.

Выставки после Второй Мировой войны поменяли свою направленность и стали посвящаться культурному обмену, IT-технологиям и технологиям будущего. Беря курс на прогноз светлого будущего для человечества.

А вот тематика последних выставок (после 1990-х г.), сконцентрирована на экологических аспектах.

Лиссабон, 1988 - "Океан: Наследие Будущего", Ганновер, 2000 - "Человечество, Природа, Технология", Япония, 2005 - "Мудрость Природы", Шанхай, 2010 - "Лучший Город. Лучшая Жизнь", Милан, 2015 - "Накормить Планету. Энергия для жизни" и т.д.

Участие и роль России

России не довелось пока стать принимающей стороной для Экспо, но вот участие она принимала практически в каждой из них, начиная с самой первой. Сначала это были небольшие павильончики, которые, с точки зрения выгоды, прибыльными назвать нельзя.

Однако это позволяло Западным странам познакомится с русской культурой и духом поближе.

1. Павильон 1851г. Лондон.

На первой выставке принимало участие 28 стран. Каждая из них стремилась показать свое превосходство в какой-либо отрасли. Самая большая экспозиция была представлена Великобританией (во многом благодаря ее многочисленными колониями), затем Германией, Францией, США, Голландией и т.д.

Россия отводился крохотный павильон (по сравнению с другими странами), где разместилось кустарное производство русских ремесленников ( кузнецов, ювелиров, плотников). Это были предметы необычайной роскоши, красоты и редкости. Невиданные для европейца и превосходивших своим качеством западные образцы.

Все это должно было служило демонстрацией богатства Российской империи, но не ее развитой промышленности и индустриализации, что не соответствовало "стандартам" выставки и вызвало только зависть и недоумения зарубежных партнеров.

Россия все еще в умах европейцев оставалась дикой и азиатской варварской империей.

2. Павильон 1862 г . Лондон.

Представители российской промышленности, предоставили уже в разы больше экспонатов, однако они уступали европейским в силу позднего промышленного прогресса (только год как отменили крепостное право в России, в то время как в Англии через год проложили уже первую ветку метро).

Были разделы с с/х продукцией, оружием, сукном. Интерес у публики вызвала резиновая галоша. Эта выставка принесла уже больше успеха для российских промышленников и предпринимателей. Прямо и косвенно - способствовала привлекательности российской экономики для привлечения иностранного капитала.

3. Павильон 1867г . Париж.

На участие и организацию русского отдела был приглашен естествоиспытатель Д. И. Менделеев. Как раз впервые презентовали малоизвестный элемент уран.

Русский павильон был представлен в виде богатой избы из дерева и резьбы. Рядом располагались конюшни из императорского дворца с породистыми скакунами. По соседству разместилась юрта кочевников - киргизов и якутская ураса.

Павильоны содержали археологические находки, художественное искусство, и совсем немного были представлены достижения в промышленности и земледелии. Ничем новым и доселе неизвестным (по словам современников-очевидцев наших ученых), Россия похвастаться не могла.

Зато Россия «решила поразить Европу в область желудка». И устроила фестиваль русской кухни. Русские девки в жемчужных кокошниках и красных нарядах сновали с расписными подносами из Палеха, с всевозможными яствами (кулебяка, расстегаи, щи, каша)и деликатесами северной рыбы, черной и красной икры.

4. Павильон 1889г. Париж.

Выставка проводилась во Франции в честь 100-летия взятия Французской революции (и казни французского короля). Монархические державы (Великобритания, Российская империя, Турция, Япония идр.) не могли поддержать такой акт не почитания королевской власти.

А вот скрыто неофициально участвовать никто не запрещал. 11 стран из 29 приняли такое участие, среди них была и Российская империя.

Выставка известна сегодня своим "временным" архитектурным решением- 300 метровой башни Эйфеля. Как раз на первом этаже которой и разместился...нет не павильон...., а ресторан русской кухни. На этот раз русская кухня произвела настоящий праздник для желудка иностранцев. Такое обилие блюд и напитков не было известно европейцам.

Сердцем русского ресторана стала презентация первого производителя российского коньяка из Еревана, Тбилиси и Кизляра, Ереване и Тбилиси. Именно тогда, армянские коньяки с позволения французских коллег, получили за собой право свои винные напитки так же называть коньяками.

В силу неофициального участия, расходы на выставку легли на плечи самих экспонентов. Участие было небольшим, но запоминающим. Были слабо представлена горнодобывающая, машинная и тяжелая промышленности России (хотя здесь похвастаться было чем). Не получили должного обзора картины русских художников.

Интерес вызвала концерты русской музыки и коллекция русских почв профессора В.В. Докучаева.

Парижская выставка показала возможные масштабы взаимодействия национальных экономик. Именно так была рождена возможность транснациональной промышленности и корпораций-гигантов.

-5