Найти тему
Работа. Карьера. Призвание

Высшее образование: всегда ли оно необходимо (кейс)

Оглавление

Как-то на консультации общалась с молодым человеком и встретилась с интересной ситуацией в карьере и жизни. Эта история может быть полезной как родителям подростков при выборе образования, так и взрослым людям, которые задумались о смене профессии.

Дано:

молодой человек 28 лет, 6 лет назад закончил географический факультет престижного московского вуза. Это направление образования он выбрал из большой любви к географии, которой "заболел" ещё в школе, поэтому родители посоветовали идти по этой стезе и дальше. После окончания вуза он работал в НИИ, в государственных экологических организациях и т.п. службах. Все эти работы ему категорически не нравились – скучно и ни о чём. Ещё он понял, что в университете география сильно отличается от того, что было в школе, и ему она в таком виде совсем не интересна, но деваться было неуда – доучился, раз начал.

Сейчас молодой человек в стрессе и панике, так как:

  • образование получено, но оказалось бесполезным - профиль деятельности по нему ему совсем не подходит;
  • вообще, он глобально обманут в своих ожиданиях по поводу того, чему его должны были учить в вузе, к какой деятельности готовить;
  • ему очень хочется стать инструктором по выживанию в экстремальных условиях (тайга, непроходимые участки местности и пр.), тренировать военных - лётчиков, моряков и т.п., но для этого нужно закончить конкретное военное училище (единственное в стране!), а принимают в него строго до 21 года, то есть он в него опоздал. Выхода нет.

В ходе консультации парень нет-нет, да и возвращался, как зомби, к теме образования – мол, как же так, я же любил географию, а в вузе она оказалась совсем другой, к реальной работе меня не подготовили и т.п. Обманули, типа того. Я его пыталась с прошлого переориентировать на будущее, но он тут же выкатывал свое коронное «и туда я опоздал!».

Тупик, что и говорить. Но это он так чувствует, а я знаю, что безвыходных ситуаций не бывает, надо искать решение. И, кстати, случайных событий в жизни тоже (почти) не бывает, всё зачем-то нужно нам. Важно понять, зачем, и как это можно развернуть подходящей стороной.

Но сначала меня больше всего насторожил психологический момент - такая сильная зацикленность на получении официального образования. Я бы даже сказала: слепая вера в него! Откуда она? Спросила про семью. Говорит, родители – оба преподаватели в вузе. А, ну тогда понятно)) Они не хотели зомбировать сына намеренно, но в их собственной системе координат образование не может не быть в приоритете просто потому, что это – дело их жизни. Они действительно верят в его силу, иначе не смогли бы убедить в этом своих студентов. И, естественно, внушили это парню. А он вот так фатально обманулся. И, что самое интересное, до сих пор уверен, что без второго высшего не сможет заниматься инструкторской деятельностью…

Я спросила, а кем он сам планировал работать, поступая в ВУЗ. Ответил, что ничего о профессиях не знал, просто папа сказал: любишь географию – иди на геофак. Всё.

Что сказала парню я:

  • Постаралась развеять его теорию, возведённую в абсолют, о необходимости обязательно получать диплом, чтобы работать в любой сфере (за исключением некоторых профессий, но их меньшинство). Сейчас – время самообразования и доп. образования, и возможностей для этого предостаточно.
  • Также мне пришлось тактично ему объяснить, что родители хотели ему добра, но и они могут в чём-то ошибаться, элементарно не знать текущих требований рынка труда и ситуации в реальной практической деятельности, так как всю жизнь проработали в стенах вуза. Пора ему взрослеть и формировать собственную точку зрения, а не жить чьими-то старыми установками. Тем более, что жизнь через такое вот крушение иллюзий уже, собственно, подвела его к необходимости сделать подобные выводы.

Выход для него может быть следующим:

  1. В той деятельности, к которой он стремится, знание географии очень даже пригодится, так что, всё не зря! Проснувшийся в нем школьный интерес к данной науке был верным ориентиром, вот только сфера применения была выбрана неверно: он даже внешне - точно не теоретик-исследователь в стенах НИИ или школьный учитель географии, а крепкий спортивный парень, боец.
  2. Если он так сильно хочет тренировать именно военных, а там без официальных корочек никак (пока, но со временем всё может измениться), то надо поискать возможности получить образование за рубежом, где может не быть таких строгих ограничений по возрасту для поступающих. А если и этот вариант для него закрыт, то
  3. Если очень интересна данная деятельность, можно заняться самообразованием, найти и пройти спец. курсы по данной тематике (хотя многие знания у него уже и так есть – столько лет для себя изучает), самому почаще ходить в походы, выезжать в тайгу, ведь выживание – это не теория, это - чистой воды практика с глубоким погружением в среду. А потом можно начать и тренировать, но не военных, а гражданских людей – тех, кому это интересно. Подростков, к примеру, которые сейчас мало приспособлены к жизни в условиях естественной природы. При этих словах глаза его загорелись, сказал, что да, хорошо бы поработать с пацанами, а то они растут совсем тепличными… Мелькнул свет в конце туннеля;)

А в заключение я добавила, что пока он в роли никому не известного стажёра, без военного училища претендовать на службу в структуре Министерства Обороны РФ он вряд ли сможет. Но если будет постоянно развиваться в этом направлении, станет профи для гражданских, его имя будет на слуху, а квалификация – на высшем уровне, не исключено, что со временем им заинтересуются и военные, пригласят его в качестве инструктора-аса. И корочки им будут уже не важны. Это если мыслить на перспективу. Он на эти слова возразил: это же сколько времени надо, чтобы самому состояться в профессии, а ещё – стать признанным мастером, известным востребованным экспертом!

Я ответила: а вы как хотели? Закончить вуз и сразу проснуться успешным профессионалом? Так не бывает)

Всем желаю заниматься любимым делом!

А если нужна помощь в выборе или смене профессии - обращайтесь!

Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, www.ccgb.ru