Наверняка вы встречали в своем окружении обиженных, или сами были когда-то на кого-то обижены.
Я помню, в моей жизни был целый период, когда я обижалась на одного человека из своего окружения. В этот период все мои мысли сводились к тому, что какая же я несчастная, этот человек каждый раз находит повод меня обидеть или зацепить! А я то хорошая, это вон он — злой, несправедливый и т.д. в зависимости от очередных обстоятельств.
Оглядываясь сейчас назад, понимаю, что обиды помогали мне снять с себя ответственность и повесить ее на того, кто «обидел». Ведь разбираться, почему у меня не складывались в тот период отношения с этим человеком — сложно, больно, неприятно … Гораздо легче и по-детски просто обвинить его в том, что мне из-за него плохо. А признаваться себе в том, что я порой вела себя неадекватно сложившейся ситуации, раскопать причины этого своего поведения — значит признать, что я не настолько хороша, каковой себя считаю, и это было ОЧЕНЬ тяжело.
По поводу обиды вспомнилась такая притча:
Как-то Учитель с Учеником шли просёлочной дорогой.
Видят — навстречу им идёт, чертыхаясь, человек, весь взбудораженный, чуть не плачет.
— Что случилось, друг мой? — спрашивает Учитель.
— Да меня только что какой-то негодяй оскорбил последними словами и, причём, зазря! Что я ему такого сделал?
— Он не мог тебя оскорбить, — ответил Учитель.
— Как же не мог, если оскорбил!
— Удивился прохожий.
— Ты ведь его даже не знаешь, да и меня видишь впервые. Как ты можешь такое утверждать? Учитель отошёл на несколько шагов, высматривая что-то на земле, потом нагнулся, поднял что-то и подошёл к человеку, протянув найденное в зажатом кулаке:
— Возьми, это тебе обязательно поможет.
Тот машинально взял предложенное, но, увидев, что это жук, испугался и выбросил насекомое:
— Что это значит? — возмутился прохожий.
— Извини, друг, я не хотел тебя испугать. Но вот у моего Ученика точно есть то, что тебе нужно. И, обратившись к Ученику, сказал:
— Дай этому достойному господину то, что мы нашли, когда отдыхали в саду.
— Что это? — насторожился прохожий. — Если ещё какая-то гадость, я не возьму!
Ученик развязал котомку и достал яблоко.
Прохожий озадаченно посмотрел на красивый и сочный плод и, убедившись, что никакого подвоха нет, поблагодарил, но брать не стал.
— Почему же ты не берёшь? — поинтересовался Учитель. — А жука взял!
— Жука я взял непроизвольно. Я ведь не знал, что ты мне даёшь! А яблоко мне просто не нужно.
— Вот так и в жизни: часто мы принимаем то, что нам не нужно и даже противно, просто так, не задумываясь. Нам дают — мы берём. Но между «давать» и «дать» есть существенная разница. Я могу что-то тебе давать, но пока ты это не примешь, моё действие останется не совершённым: я даю — ты не берёшь. Но если я тебе даю, и ты это принимаешь — моё действие становится совершённым: я дал — ты взял. Я не могу тебе дать что-то, пока ты это «что-то» не примешь! Я могу давать, но «дать» — это действие, зависящее от нас обоих — в равной мере.
Если кто-то оскорбляет тебя, ты имеешь выбор: принять его оскорбления (чаще всего мы это делаем, не задумываясь) и обидеться, либо просто не принимать их, осознавая, что это тебе не нужно. Вот почему я и сказал, что тот человек не мог тебя оскорбить — он тебя оскорблял, но ты «помог» ему оскорбить себя, приняв обидные слова!
И еще - мы сами несем ответственность за наш выбор, обижаться или не обижаться ...