Концерн FIAT за свою более чем вековую историю переживал разные времена. Были разные масштабы производства, разная политика в отношении модельного ряда, меняющийся успех у покупателей. Эпоха 1950-1960-х годов отмечена большим количеством привлекательных купе и кабриолетов FIAT, ориентированных на разные покупательские группы и здорово разбавлявшие стандартный модельный ряд. 1970-е годы были более прагматичными, но и тогда концерн радовал покупателей нишевыми спортивными моделями.
А вот в “цифровые” 1980-е годы наступило затишье – FIAT предлагал лишь банальные хэтчбеки, седаны и универсалы. Из спортивно-прогулочных машин можно вспомнить лишь кабриолет FIAT-Ritmo да уже далеко не молодой спайдер FIAT-X1/9. Новых купе не было, ситуация на рынке тому не способствовала.
Положение на рынке начало меняться с появлением в 1989 году ставшего уже легендарным родстера Mazda MX-5 первого поколения. Он пользовался бешеной популярностью на рынке – вдруг оказалось, что покупатель не забыл, что такое небольшие недорогие спортивные родстеры и купе, и готов отдавать за них свои кровные.
Постепенно стали появляться новые модели в том же классе. Производители явно не хотели упускать своей доле в этом секторе рынка. 1995 год был ознаменован появлением как минимум 6 новых родстеров: новое поколение Alfa-Romeo-Spyder, MGF, Lotus-Elise, Renault-Sport Spider, BMW-Z3 и герой нашего рассказа – компактный родстер FIAT-Barchetta.
Машина была представлена в марте 1995 года на Женевском автосалоне одновременно с Alfa-Romeo-Spyder и MGF (так уж совпало). Автомобиль получился компактнее конкурентов, что неудивительно – ведь он был создан на основе компактного хэтчбека FIAT-Punto 1993 года. Соответственно, машинка была переднеприводной, часть агрегатов тоже была позаимствована от Punto. Размеры были следующими: длина 3916 мм, ширина 1640 мм, высота 1265 мм при колесной базе 2443 мм. Масса составляла 1056 кг.
Разработка машины длилась с 1990 по 1994 год, проект получил кодовое обозначение Tipo B Spider 176. Окончательный дизайн, который разработали Андреас Запатинас и Алессандро Каваццо, был утвержден в 1992 году.
Внешний вид вполне соответствовал названию машины, ведь Barchetta по-итальянски означает “небольшая лодка”. И действительно, решенный в модном тогда стиле “биодизайн”, округлый кузов немного напоминал лодку. Главное же, что внешность получилась гармоничной, стильной, оригинальной, запоминающейся.
Кузов имел длинную переднюю часть и короткую заднюю, передние фары были закрыты прозрачными колпаками, спереди была маленькая щель вместо решетки радиатора, задние фонари были утоплены в корпус, ручки дверей сделали выдвигающимися. Мягкий тканевый верх мог убираться в отсек за сиденьями под крышку, окрашенную в цвет кузова. Линии были плавными и в то же время чувственными и динамичными. Родстер выглядел одновременно и современным, и классическим – безусловно, дизайнеры постарались во внешности передать дух романтических 1950-1960-х годов. Идеологически его можно считать преемником таких классических моделей как FIAT-850 Spider и FIAT-124 Spider.
Пламенным сердцем машины стал 4-цилиндровый двигатель от Punto, который при объеме 1747 см3 развивал 131 л.с., что было более чем достаточно для машины, не претендующей на лавры гоночного болида. Двигатель был весьма продвинутым – 16-клапанным, с двумя распредвалами и с изменяемыми фазами газораспределения. Коробка передач – 5-ступенчатая “механика”. 2-местная Barchetta разгонялась до 100 км/ч за 8,9 с и развивала максимальную скорость 200 км/ч. Средний расход топлива – 8-9 л/100 км.
Куда важнее максимальной скорости была управляемость – и она не подкачала. Техническая начинка этому способствовала. Подвески всех колес были независимыми на подрамниках, спереди стояли стойки “Мак-Ферсон”, сзади – рычаги. Тормоза всех колес были дисковыми, при этом передние – вентилируемые. Машина оснащалась 4-канальной антиблокировочной системой. Реечное рулевое управление было с усилителем. В итоге относительно легкая и мощная машина с низким центром тяжести прекрасно слушалась руля, была предсказуемой, устойчивой в поворотах.
Также фирма FIAT большое внимание уделила безопасности маленького автомобиля. Были просчитаны зоны деформации кузова в случае аварии, в двери добавили усилители, рама ветрового стекла содержала трубчатый усилитель, который защищал водителя и пассажира при опрокидывании машины, салон машины опоясывал жесткий каркас. Также машина получила систему предупреждения возгорания с инерционным срабатыванием, выключатель топливного насоса, клапан перекрытия поступления топлива. Всего фирма провела около 40 краш-тестов.
Салон получился современным, красивым и уютным. Основные приборы были сгруппированы перед водителем. Подушка безопасности для водителя была стандартным оснащением. Лимитированные версии имели обтянутые кожей салон, руль, рычаг переключения передач, вставки в дверях. В качестве опции предлагался кондиционер. Багажное отделение сзади было небольшим – всего 165 литров, а емкость топливного бака составляла 50 литров.
Благодаря своему приятного внешнему виду, отличной управляемости и, что еще немаловажно, доступной цене FIAT-Barchetta пользовалась отличным спросом на рынке. Машину выпускали с февраля 1995 года по июнь 2005 года с небольшим перерывом в 2002-2003 годах, связанным с переездом производства из Чивассо в Мирафьори. В августе 2003 года был произведен рестайлинг авторства Тома Тьярда, больше всего перемены коснулись переднего спойлера и заднего бампера. Всего же за 10 лет выпустили 57791 экземпляр этих юрких родстеров – очень достойный результат!
Прямого наследника эта машина не оставила, с 2000-х годов для концерна FIAT наступили непростые времена. Лишь в 2016 году появился автомобиль, который можно считать преемником Barchetta – FIAT-124 Spider, который на деле является перелицованной Mazda MX-5.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.