Найти тему
History by Инородец

Как жили семьи в уездных городах Вятской губернии?

В уездных городах, в отличие от губернского центра, жизнь протекала в ином ритме, повседневность горожан была другой, поэтому являла собой пограничье патриархального быта и нараставшего модернизированного мира.

Вятская губерния в пореформенное время была наиболее многочисленной, отличалась своими природно-географическими, социально-экономическими условиями, многонациональным населением.

Фрагмент экспозиции Музея уездной медицины (Елабуга). Фото: мое
Фрагмент экспозиции Музея уездной медицины (Елабуга). Фото: мое
Со второй половины XIX в. Вятский край часто выбирали в качестве места жительства для политических ссыльных. Конечно, новые переселенцы-ссыльные отличалась своим пониманием мира и культуры, и, в какой-то мере они оказывали влияние на настроения и привычки коренных жителей губернии.

Историю обычной жизни жителей уездных городов Вятской губернии, например, семьи, приходится собирать, буквально, по крупицам. Очень сложно заглядывать во «внутрь» повседневной истории.

Не везде есть специальные музеи. Конечно, отличается в этом смысле город Елабуга - теперь уже признанный центр внутреннего туризма. Музеев там много, а есть уникальный Музей елабужского купечества.

В Музее елабужского купечества. Фото из личного архива.
В Музее елабужского купечества. Фото из личного архива.

Материалы этого музея представляют собой, в основном, предметы и документы личного происхождения. Воспоминания выходцев из семей елабужского купечества, предметы их семейного быта и т.д.

Моей коллеге, елабужскому историку Гульнаре Бурдиной это удалось все же заглянуть во "внутрь". Долгие архивно-музейные поиски позволили ей реконструировать историческую картину семьи уездных городов Вятской губернии.

Так в пореформенные годы наиболее многочисленные семейства проживали в Елабуге, Малмыже и Сарапуле. К концу XIX века наблюдалась тенденция по сокращению людности семей. В городских семьях были представлены в основном два поколения, а доминировал патриархальный уклад. Преобладание малых семей свидетельствовало о начавшихся буржуазных преобразованиях в обществе.

Анализ брачного поведения жителей уездных городов Вятской губернии свидетельствует об эволюции традиционных брачно-семейных ценностей в изучаемый период. Г.Бурдина отмечает увеличение количества разводов, изменение возраста вступления в брак, в том числе в связи с некоторыми реформами второй половины XIX в. (например, военная реформа 1874 г.).

В то же время сезонность свадеб указывала на сохранение земледельческих традиций и религиозной обрядности в брачном поведении.

В пореформенное время чаще встречались межсословные браки, когда семьи создавались представителями разных сословий: дворянами и купечеством, разночинцами и дворянами.

У большинства горожан профессиональная деятельность была тесно связана с семейным бытом, это касалось как крестьян, так мещан и купечества. Основные тенденции второй половины XIX – начала XX веков - активное использование детского труда в различных сферах, женская эмансипация и трудовая занятость жен и матерей. Все эти моменты оказали существенное влияние на семейную жизнь.

В уездных городах Вятской губернии на рубеже веков существовали два направления культуры быта: это русская народная и городская европеизированная.

З.Рахматуллин - преподаватель русского языка в начальных классах в Малмыже. Начало ХХ века. Фото: Национальный музей Республики Татарстан
З.Рахматуллин - преподаватель русского языка в начальных классах в Малмыже. Начало ХХ века. Фото: Национальный музей Республики Татарстан

Помимо этого были представлены традиционные культуры нерусских народов (например, татар), которые в пореформенное время уже активно синтезировали элементы эпохи модерна.

Повседневность уездных городов в меньшей степени была затронута так называемым пролетарским бытом с коллективными формами существования.

В этот период складывается единая городская повседневность, где существовали определенные атрибуты идеальной жизни: это отдельный дом или квартира для семьи, элементы его декора и интерьера, внешний вид человека и предпочтения в питании. Все эти моменты лучше всего были реализованы в купеческих семьях.

Праздничная культура городских семей сочетала в себе как традиционные, так и новые элементы.

Культурно-просветительская работа муниципальных органов власти и общественных организаций, развитие буржуазной культуры отдыха (театральных показов, синематографа, книгоиздательской деятельности и т.д.) способствовало формированию единых культурных доминант в городском пространстве. Независимо от этноконфессиональных различий горожан.

Одним из новых форм семейного отдыха во второй половине XIX в. стала дачная жизнь. По данным Г.Бурдиной, в Вятской губернии дачные поселки имелись при каждом городе.

Микроклимат семьи

Семьи уездных городов Вятской губернии в это время были связаны со своими сословными корпорациями, зависели от общественного мнения и действий членов своей общины.

За домашнее тепло в состоятельных семьях отвечали вот такие красивые печки. Фото: мое
За домашнее тепло в состоятельных семьях отвечали вот такие красивые печки. Фото: мое

В то же время в так называемых «буржуазных» семьях (в основном, интеллигенции) наблюдался больший демократизм и интимность. Это было обусловлено нуклеарным характером семьи, отсутствием громоздкого отряда прислуги и мировоззренческими переменами.

Характерной чертой пореформенного времени было стремление супругов к раздельному проживанию. Именно так решалась проблема развода в семьях христиан, т.к. формально они были под запретом.

Например, Г.Бурдина обращает внимание на такие явления городской повседневности как домашнее насилие, часто усугубленное пьянством некоторых членов семьи.

Все эти моменты постоянно сопровождали буржуазное развитие общества, где на первый план выходили интересы индивида, ослабли общинно-патриархальные связи, социально-религиозный контроль, усложнялась материальная жизнь.

Мир детства уездных городов Вятской губернии довольно скудно отражен в источниках. Но большинство горожан поменяло свое отношение к просвещению. В связи с этим наблюдалось стремление к гуманизации общества.

Дореволюционные детские игрушки. Свияжский музей-заповедник. Фото: мое
Дореволюционные детские игрушки. Свияжский музей-заповедник. Фото: мое

Но была и другая сложность. В этот период наблюдалось амбивалентное отношение к религии: обрядовая религиозность сочеталась с внутренней индифферентностью и, пожалуй, это было основной проблемой воспитания подрастающего поколения имперской России.

События 1905-1907 годов являлись взрывом молодежной энергии, бунтом “детей” против “отцов”.

А Первая мировая война усилила женский фактор в общественной жизни, что оказало существенное влияние на роль женщины в семье.

Такой вот краткий экскурс в историю семьи уездных городов.

Можно узнать еще больше о Вятской губернии в следующих публикациях:

О марийской деревне Вятской губернии

Об уездном городе на Вятке