Кинокартина про «друзей», с которыми и врагов не надо
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие читатели, вот бывает так, что оказавшись «на волне», ты не пребываешь в выгодной ситуации, а с точностью до наоборот. Ты теряешься и, по сути, проигрываешь. Эта наша ремарка имеет не отвлеченный характер. Она посвящена талантливому фильму «Друзья Эдди Койла» (1973)
Его автором был Питер Йетс, который уже приобрел немалую популярность благодаря ленте «Детектив Буллит» (1968), которая одна из первых возвестила публике о «воскрешении нуара», то есть появлении нео-нуара. В итоге режиссер решил продолжить творить на мрачную криминальную тематику и создал, безусловно, талантливый и даже выдающийся фильмы «Друзья Эдди Койла»
Для того чтобы ассоциации с нуаром были более очевидными он пригласил на главную роль уже немолодого, но всё еще энергичного Роберта Митчума, который в своё время был безусловной звездой мрачного криминального жанра («Из прошлого», «Макао», «Ночь охотника» и т.д.) однако фильму не повезло. Именно в 1973 году на экраны вышли такие безусловные шедевры как «Французский связной», «Крёстный отец», «Грязный Гарри», «Убрать Картера», а потому лента на их фоне «потерялась»
Сейчас мы намерены «восстановить справедливость» и рассказать об этом фильме, который (как и положено нуару) нёс в себе документальные черты. Во многом это связно с тем, что лента была вольной экранизацией полу-документального романа Дж. Хигинса, который в свое время известное время провёл в офисе окружного прокурора. Речь идет об ирландских криминальных группировках, которые контролировали Бостон.
«Промахнуться» с местом действия очень сложно, так как в фильме есть документальные вставки хоккейных матчей, где блистает тогдашняя звезда «Бостон Брюинз», канадец Бобби Орр. Однако же если говорить о собственно криминальной стороне фильма, то она в первую очередь привлекает непричесанными разговорами. В 70-ые острословы шутили, что диалоги были всего лишь пересказом «прослушки». Ох… как же они были близки к истине!
Эдди Койл (его играет Митчум) - стареющий криминальный деятель средней руки. Он не любит светиться, но иногда попадает в поле зрения полиции. В итоге у него есть тюремное прошлое, и возвращаться на нары он не горит желанием. Однако ему грозит небольшой срок за перевозку краденного. Он не сдал заказчика, однако история с самого начала слишком подозрительная.
Я еще он зарабатывает по мелочи, снабжая оружием куда более «серьезных парней». Те грабят банки, но делают это спокойно, не желая того, чтобы были жертвы. Опять же в одном эпизоде показано, что геройство в подобной ситуации не приводит ни к чему хорошему. Рисковать собственной жизнью ради чужих денег – это, по меньшей мере, странно.
Сам Эдди Койл также сторонится проблем. Например, он выдает сакраментальную фразу: «Жизнь – штука тяжелая. А глупцов она тяжелая вдвойне». Впрочем, в реальной жизни Роберт Митчум был не столь рассудительным. Например, ходили легенды, как во время съемок «Друзей» он справил «малую нужду» на ковер продюсера – позже это происшествие было обыграно в гениальной ленте братьев Коэнов «Большой Лебовски» (1998)
А ещё в названии фильма есть очень жесткая ирония. Поскольку (как гласит мудрость) «с таким друзьями и врагов не надо». И пока Эдди держится из последних сил, никак не покупаясь на посулы агентов юстиции, те (друзья) без проблем готовы сдать кого угодно. Хотя выясняется это не сразу, но именно в финале становится понятным, почему на голову пятидесятилетнего гангстера неприятности сыплются, словно из рога изобилия
Фильм стал мрачной криминальной усмешкой на тему «уголовной дружбы до гроба», которой любили бравировать всякие мнимые гангстеры (вспоминайте Фрэнка Синатру и «друзей Оушена»). Реальность оказывается менее принципиальной. А потому едва ли надо ожидать хорошей концовки. Собственно на то он и нуар (пусть и перерожденный), чтобы нельзя было рассчитывать на хеппи-энд
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»