Для начала. Ветхозаветные исторические книги в значительной степени представляют собой повествовательную литературу. Стараясь понять исторический материал, толкователь должен решить четыре задачи, а при толковании повествований — помнить три вещи. Повествования — главная литературная форма в Ветхом Завете.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Исторические книги, от книги Иисуса Навина до книги Есфирь, рассказывают о периоде, начиная со вступления Израиля в Ханаан и заканчивая временем за двести–четыреста лет до конца ветхозаветной эпохи. Мы начнём с краткого обзора исторического периода, отображённого в каждой книге.
Иисус Навин. Продолжая описывать события, изложенные в Пятикнижии, книга Иисуса Навина рассказывает о завоевании Ханаана и разделении страны между коленами.
Судьи. Время судей было периодом, длившимся несколько сот лет, когда Израиль часто отпадал от Бога, угнетался другими народами и затем избавлялся судьями.
Руфь. Эта книга рассказывает, как во времена судей моавитянка обратилась в иудаизм и стала прародительницей Давида.
1 и 2 Царств. Эти книги описывают конец периода судей и начало в Израиле царства. В 1 Царств рассказывается о правлении Саула, а во 2 Царств — о правлении Давида.
3 и 4 Царств. Подхватывая нить повествования с того места, где заканчивается 2 Царств, 3 Царств начинается с рассказа о правлении Соломона. Эти книги рассказывают о разделении царства и об уже разделённом царстве, а также о том периоде, когда южное царство, Иудея, существовало самостоятельно. Книга 4 Царств завершается разрушением Иудеи и началом вавилонского пленения.
1 и 2 Паралипоменон. Эти книги пересказывают истории Израиля и Иудеи, хотя и с иными акцентами, нежели в книгах Царств. Книга 1 Паралипоменон начинается с родословий, восходящих к Адаму. Затем следует история Божьего народа от Саула до вавилонского пленения. Книга 2 Паралипоменон завершается указом, разрешавшим иудеям вернуться в свою землю.
Ездра. Эта книга описывает возвращение первой группы иудеев из вавилонского плена, восстановление храма и реформы, начатые Ездрой.
Неемия. Возвратившись из Вавилона, люди отстроили стены Иерусалима. Книга также рассказывает о реформах Неемии и об обновлении завета.
Есфирь. Действие книги происходит в Персии около 480 г. до н.э.; в ней рассказывается, как иудейская девушка стала царицей и позже смогла спасти иудеев от истребления.
Каждая пара книг — 1 и 2 Царств, 3 и 4 Царств и 1 и 2 Паралипоменон — изначально составляла одну книгу. Еврейская Библия и сейчас содержит одну книгу Самуила [1 и 2 Царств], одну книгу Царств [3 и 4 Царств] и одну книгу Летописи [Паралипоменон]. Кроме того, в еврейской Библии книги Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царств входят в раздел «Пророки» и классифицируются как «ранние пророки». Остальные книги, которые мы классифицируем как «исторические», в еврейской Библии включены в раздел «Писания» (Ктувим).
Содержание исторических книг фактически частично дублируется в других исторических повествованиях. Одно ведётся в ранних пророках, начиная с завоевания Ханаана и заканчивая вавилонским пленением. Другое, в книгах Паралипоменон, Ездры и Неемии, начинается (после родословий) с единого царства в правление Давида и Соломона и заканчивается возвращением иудеев из вавилонского плена. Ещё две книги не продолжают рассказ, начатый в исторических книгах, а как бы присоединяются к ним, потому что события, описанные в них, произошли в освещаемые ими периоды: книга Руфь излагает события, которые произошли в период судей, а книга Есфирь — которые произошли в период, описанный в книгах Ездры и Неемии.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ
Что собой представляет ветхозаветная история?
Во-первых, ветхозаветная история носит избирательный характер. Она не останавливается на всех подробностях, содержа только ту информацию, которая необходима для осуществления авторских замыслов. Хотя в разных книгах ставятся разные цели и задачи, в целом можно сказать, что суть этой истории — религиозная, теологическая. Из неё мы узнаём о Боге, Его цели и Его плане. Поэтому детали, которые могут казаться важными в политической или светской истории, опущены, в то время как другие, которые больше касаются Божьего народа, включены.
В качестве примера этой тенденции можно привести Замврия, царя северного царства, жившего в IX веке до н. э. Из документов соседних стран мы знаем, что Замврий был могущественным царём, с которым считались. Даже через сто лет после его смерти Ассирия продолжала называть Израиль «Домом Замврия». Однако библейский автор посвятил его царствованию всего несколько стихов (3 Цар. 16:16–28). Почему? Неизбежен вывод, что он был нечестивым царём, не внёсшим, с точки зрения автора, никакого вклада в осуществление Божьих замыслов. Он был важным с мирской точки зрения, а с точки зрения 3 и 4 царств — относительно малозначимым, потому что в центре внимания вдохновенного автора была религия.
Если библейская история избирательна, то не значит ли это, что она несовершенна? Может, она слишком субъективна или даже скорее мифологична, нежели реалистична? Вовсе нет. На самом деле то, что сказано о библейских исторических книгах, можно сказать и о любой исторической литературе. Она избирательна. Она должна быть избирательной, потому что не каждый факт можно включить в исторический документ. Как только мы признаём наличие принципа «избирательности» при написании истории, тут же становится важной и цель, поставленная перед собой автором, ибо эта цель всегда будет определять то, что выбирается для включения в историю. Исторический материал в Библии отличается от светской историографии только в том, что в основе её избирательности лежит другой замысел.
Во-вторых, ветхозаветная история достоверна. Так как цели библейского и современного историка не совпадают, то достоверность библейской истории не всегда возможно проверить с помощью известных исторических фактов. Как правило, нельзя ожидать, что в древних исторических документах найдётся подтверждение чудесам. Однако там, где библейскую историю возможно проверить, сопоставив с известными фактами, исторические описания Библии вновь и вновь доказывают свою точность.
В-третьих, история в Ветхом Завете — это хорошо написанная история. (А) В противоположность летописям иноземных царей той эпохи, она указывает причины и следствия событий. (Б) В противоположность хвастливым документам царей древнего Ближнего Востока, эта история откровенно говорит о слабостях своих главных героев. (В) Она богата деталями и жизненно правдива.
ТОЛКОВАНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ
Что касается материала в исторических книгах Ветхого Завета, перед толкователями стоят четыре задачи:
1. Поместить эпизоды или повествование в исторический контекст, особенно когда в Библии освещается история Израиля. Когда это произошло? Что было перед этим и к этому привело? Какова была причина этого? Что произошло после? Каковы были результаты или последствия данного события? Библейские повествования всегда нужно понимать на «историческом уровне». Все события имели причину и следствие. Если рассматривать библейский рассказ сам по себе, он вполне осмыслен.
2. Задаться вопросом, действительно ли такой случай имел место. Те из нас, кто придерживается консервативного взгляда на Писания, могут подумать, что такой вопрос необязателен, так как мы признаём Библию богодухновенным историческим документом. Мы верим, что если Библия говорит, что это было, значит, это действительно было. Однако есть две причины, почему иногда нужно более внимательно присмотреться к исторической достоверности того или иного случая. Во-первых, некоторые могут отрицать его историчность. В таком случае их отрицание, несомненно, требует от верующих ответа. Во-вторых, вопросы относительно какого-либо случая могут вызвать трудности внутри самой Библии. Рассказ может показаться внутренне противоречивым или противоречащим другим библейским текстам. Кажущееся противоречие требует дальнейшего исследования. Один способ, помогающий установить историчность отдельного события, это сопоставить его с признанными фактами, известными из небиблейских источников.
3. Понять эпизод в его собственном историческом, социальном и культурном контексте. Нужно по возможности точнее знать, что именно произошло, как, когда, где и почему — мысля категориями времени и места этого события, а не нашего времени. Обоснование того или иного события может показаться нелогичным нам, но для людей, живших в тех исторических и культурных обстоятельствах, в которых оно произошло, всё могло быть очень даже логично.
Например, сражение Давида с Голиафом (1 Цар. 17:2–51) для современного мира может не иметь большого смысла. Мы не можем представить себе, чтобы современные армии согласились считать, что исход их противостояния решит победитель в схватке двух человек. Однако это сражение имеет параллели в греческих историях. Сильнейшие единоборцы из двух армий выходили на бой друг с другом, и один из них побеждал не для себя, а для своей армии и страны. Воины со стороны побеждённого должны были сложить оружие и сдаться. Голиаф представлял филистимлян, которые пришли в Палестину из Греции (или из соседних с ней земель).
Толкователи Божьего Слова должны быть внимательны. Рассматривая какое-либо историческое событие, о котором говорится в Библии, мы должны отличать то, что можно узнать, от того, чего узнать нельзя. Нужно четко различать, что возможно или даже скорее всего историческая правда в данном отрывке, а что абсолютно точно так.
4. Искать смысл, значение того, что написано. Библейские историки писали историю не ради самой истории; они хотели научить чему-то посредством описываемых исторических событий. Задача толкователей — спросить себя: «Чему автор хотел научить посредством этого эпизода?»; «Зачем он включил именно этот эпизод в свою историю?»
В качестве одного короткого примера ещё раз обратимся к рассказу о Давиде и Голиафе. Мы начинаем с допущения, что эта история историческая, что рассказанное Библией произошло на самом деле. На какие вопросы нужно ответить при толковании текста?
1. Что произошло? Давид — юный пастух, уже помазанный Самуилом как следующий царь Израиля, но не имевший опыта в военных сражениях, — победил великана Голиафа, филистимского воина. В результате (а) Израиль одержал победу над филистимлянами, и (б) народ прославил Давида.
2. Каково историческое значение этой истории? Победа Давида над Голиафом возбудила зависть Саула, что дало начало большинству дальнейших действий в рассказе о Сауле и Давиде. Однако эта великая победа и демонстрация веры подготовили народ к признанию Давида в последующие годы своим царём.
3. Чему это нас может научить? На что автор обращал особое внимание? Мы можем восхвалять Давида за его подготовку, храбрость и умение обращаться с пращой, но автор подчёркивает Божью роль в этой истории. Давид победил, потому что верил в Бога и потому что Бог был с ним! В центре этого повествования стоит Бог.
РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОВЕСТВОВАНИЙ
И, наконец, как при толковании Писаний раскрыть смысл повествования, которое мы находим в одной из исторических книг или где-либо ещё в Ветхом Завете? Вот несколько советов.
1. Нужно знать, что такое повествование
Повествования следует толковать именно как повествования. Повествования, или рассказы, — самый распространённый литературный жанр в Ветхом Завете. Хотя их можно найти во всех книгах Библии, самое большое хранилище повествований в Ветхом Завете — это исторические книги.
Поскольку повествование это рассказ, то нам нужно понять этот рассказ. Кто в нём главные действующие лица — положительный и отрицательный герои? Каков сюжет и структура рассказа? Любой рассказ имеет начало, середину и конец. В начале происходит знакомство с персонажами и формулируется проблема; в середине возникают сложности, которые преодолевает положительный герой; в конце заявленная проблема разрешается.
Смысл, или значение, повествования проясняется благодаря тому, что подчёркивается в истории. Иногда комментарий рассказчика указывает на главную мысль в предисловии к истории или в завершающем выводе. Иногда то, о чём это повествование, подсказывают повторяющиеся слова. Как правило, при внимательном чтении мы можем увидеть, на что автор хотел обратить внимание читателей.
Книга Руфь, например, рассказывает прекрасную историю любви — но в чём её смысл? Почему история Руфи так важна, чтобы быть в Библии? Во-первых, она рассказывает, как моавитянка стала прародительницей царя Давида (а следовательно, и Мессии; Руфь названа в родословии Христа в Мф. 1:5). Книга также кое-что открывает нам относительно отношения язычников к Израилю, показывая, что не все язычники испытывали к ним враждебные чувства. Иногда язычники вступали в брак с иудеями и даже перенимали религию иудеев. Кроме того, при внимательном чтении повествования обнаруживается, что Ноеминь, свекровь Руфи, потеряв в Моаве всё — дом, мужа, средства к жизни и сыновей, — затем, когда вернулась в Израиль, снова всё обрела (и даже более того). Значит, его тему можно сформулировать так: «Что Бог забирает [Руфь 1:21], то и возвращает, с процентами».
2. Нужно знать, чем повествование не является
К повествованиям нельзя подходить с неправильными допущениями. Если мы не будем внимательны, то можем серьёзно ошибиться в истолковании.
Повествование — это не набор деталей, каждая со своим смыслом. Детали в библейской истории могут и не быть важными; они могут ничего не «значить». Господь необязательно хотел нас чему-то научить, включив в Писания такие подробности, как то, что Давид выбрал пять гладких камней, когда пошёл сражаться с Голиафом.
Ветхозаветное повествование — это не закон; нельзя думать, что оно всегда создаёт прецедент, которому христиане должны следовать сегодня. То, что Гедеон расстелил состриженную шерсть (Суд. 6:36–40), не является требованием или санкцией для сегодняшних христиан делать что-либо аналогичное, чтобы узнать Божью волю.
Ветхозаветное повествование может не давать хорошего морального или этического руководства. У повествований иные цели, нежели демонстрировать моральные принципы. Обычно библейские тексты не содержат осуждения действий персонажей в историях. Читатель должен суметь сам дать оценку, пользуясь принципами Закона, нравственности поступков персонажей рассказов. Цель повествовательных разделов—поведать историю Израиля и, в особенности, открыть, как Бог действовал в жизни людей, осуществляя Свои замыслы. Следовательно, нельзя думать, что поступки библейских персонажей — даже «героев» Библии — одобряются Богом лишь потому, что Библия не осуждает их.
Библейское повествование — это не история с неким особым «глубинным смыслом». С древних времён толкователи почему-то считают, что Библия в целом и библейские рассказы в частности имеют более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности. Такой подход к чтению библейских рассказов сопряжён с двумя проблемами. (1) Поиск «духовного» смысла рассказа может привести к тому, что читатель упустит явный смысл, значение отрывка, которое мы находим в самом тексте. (2) Кто ищет «глубинный» смысл, те обычно находят то, что ищут; фактически, используя такой подход, люди могут придать любому стиху в Библии любой смысл, какой только захотят увидеть в нём.
Библейское повествование — это не аллегория. Некоторые толкователи, не удовлетворяясь теми «уроками», которые можно почерпнуть из ветхозаветных рассказов, порой превращают эти истории в аллегории. Однако если только сама Библия не указывает на аллегорию, нет никакого основания считать библейские повествования аллегориями.
3. Нужно различать «доказательство» и «иллюстрацию»
Некоторые рассказы в Библии доказывают важные истины, а другие могут служить в качестве иллюстраций. Готовность Давида сразиться с Голиафом может иллюстрировать необходимость подготовки молодых людей — но это ничего не доказывает, кроме того, что Давид оказался способен с Божьей помощью сразиться с великаном и победить. Вообще говоря, повествования не следует использовать для доказательства чего-либо, если только они не были использованы в качестве доказательства новозаветными авторами.
Поэтому проповедующий по библейским рассказам не должен делать заявления типа: «Случай с Давидом доказывает, что и вы можете побеждать “великанов” в своей жизни». Вместо этого можно сказать: «То, что произошло с Давидом, иллюстрирует (или «подразумевает»), что с Божьей помощью вы сможете одолеть “великанов”, противящихся Божьему народу». То, что требуется от христиан, изложено в Новом Завете. Хотя ветхозаветные события могут прояснить наши обязанности и привилегии, сами они — отдельно от новозаветного учения — не устанавливают то, что мы должны делать.
Один проповедник напомнил слова Бога, который сказал, что в земле обетованной, Ханаане, будут «долины и горы» (Втор. 8:7). «Точно так же, — продолжил он, — и в нашей жизни будут “долины и горы” — взлёты и падения, хорошие времена и плохие». Христиане действительно испытывают взлёты и падения в своей жизни, однако Втор. 8:7 не доказывает это. Данный стих ничего не доказывает; он просто описывает ту землю, которую наследуют израильтяне. Вряд ли Господь хотел, чтобы мы черпали какую бы то ни было духовную истину из того факта, что в земле обетованной были «долины и горы».
В другом отрывке Иисусу Навину было велено не уклоняться ни направо, ни налево (Иис. Н. 1:7). Проповедники часто используют этот текст, говоря, что при толковании Библии мы не должны уклоняться ни направо (в «ультраконсерватизм»), ни налево (в «либерализм»). Несомненно, они высказывают правомерную мысль: христиане должны избегать крайностей как законничества, так и либерализма. Однако Иис. Н. 1, возможно и иллюстрируя эту идею, никак не доказывает её.
И, наконец, давайте вспомним рассказ о Ное и других, кто был в ковчеге (Быт. 7:23; 1 Пет. 3:20). Эту историю проповедники используют в качестве «доказательства» учений о церкви. Они говорят: «Как был только один ковчег и спасшиеся находились в этом ковчеге, так и сегодня есть одна церковь, и спасённые находятся в этой церкви». Да, действительно, Иисус создал только одну церковь, и спасённые находятся в этой церкви, но рассказ о ковчеге не доказывает эти факты! Эти утверждения истинны потому, что этому учит Новый Завет, а не потому, что был один ковчег. Ковчег может иллюстрировать эти факты, но он не доказывает их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какая польза от исторических повествований в Ветхом Завете для христиан сегодня? Во-первых, это история, которая предшествовала новозаветной эре. Так как наше спасение зависит от Спасителя, который родился иудеем и так как мы сами являемся духовными израильтянами, то история Израиля — это наша история. Во-вторых было бы трудно, а то и невозможно, понять события и учения в Новом Завете, не зная истории и обычаев, описанных в Ветхом Завете. В-третьих, там, где библейские авторы и ораторы использовали ветхозаветные события и ветхозаветных персонажей для доказательства или иллюстрации своего учения, и мы можем использовать их таким же образом. Ветхозаветные события, если их использовать критически, могут помочь людям понять новозаветные учения. Однако проповедники и учителя должны помнить, что новозаветные истины исходят только от Нового Завета. Какой-либо ветхозаветный текст может проиллюстрировать новозаветную истину, но не может доказать её.
Мы должны осознавать, что применять аллегории и аналогии может быть небезопасно. Они не помогают нам понять исторический отрывок в собственном его контексте. И соотносить ветхозаветные рассказы с сегодняшним днём также нужно с большой осторожностью. Мы не должны быть виновны в извращении Писаний (2 Пет. 3:16), но обязаны принимать тот смысл, который вложил в них Бог.
👉🏻 Онлайн-сервис для покупки туров (Реклама. ООО «Тревел Технологии». ИНН 7731340252)