Найти тему
OVER 9000

Подробно о том, из-за чего возникает детонация. 3 причины

Оглавление
один из множества вариантов веселого исхода детонации
один из множества вариантов веселого исхода детонации

Если глобально, то детонация возникает всего по трем причинам. Итак.

Слишком бедная смесь

То есть, когда бензина очень мало, а воздуха очень много. Например, в случае засорения форсунок или чрезмерной подачи воздуха из-за поврежденного датчика положения заслонки. Казалось бы, при чем здесь бедная смесь, ведь должно быть наоборот - бензина-то мало! Но не всё так очевидно. Дело в том, что бензин, впрыскиваемый в камеру сгорания в виде мелкодисперсного тумана, выполняет роль охладителя, частично испаряясь на горячих стенках камеры, клапанах и поршне. Тем самым, понижается температура смеси и она опять же "терпит" до момента поджига свечой. А вот если обороты большие, а заряд очень скуден на долю топлива в нём, риск детонации повышается. Конечно, если бензина не будет совсем, просто воздух не загорится. Но детонация - такая неприятная штука, которая возникает как раз на пограничных режимах работы мотора и ловить ее не так-то просто. Именно поэтому любой блок управления имеет арсенал борьбы с этим явлением. В том числе есть датчик, который так и называется: "датчик детонации". Функционировать он может по-разному: особо продвинутые алгоритмы даже анализируют уровень ионизации газов в камере сгорания (SAAB), но как правило, датчик просто "слушает" стуки специальным пьезоэлементом (да-да, те самые детонационные стуки о которых столько страшилок). Но суть одна: как можно быстрее определить слишком раннее воспламенение и скорректировать его составом смеси и/или углом опережения зажигания.

Низкооктановое топливо

Точнее, когда октановое число бензина значительно меньше предусмотренного для данного двигателя. А что такое октановое число? Если на пальцах, то это устойчивость к воспламенению. Условно говоря, 76-й бензин вспыхнет куда как охотнее, чем 98-й (а не наоборот, как многие думают). Например, если в высокооборотистый и "горячий" (то есть с высокой степенью сжатия) двигатель, рассчитанный хотя бы на 95-й, залить 76-й бензин, то он просто будет самовоспламеняться. Из-за чего? А из-за того что в процессе сжатия, следуя законам физики, газы сильно нагреваются. И когда поршень резко и сильно начинает сжимать смесь бензина, не рассчитанного на такие "издевательства", то она просто самовоспламеняется еще до поджига свечой. Итог уже описан выше: возникает детонация. А вот 95-й как раз "дотерпит" до момента поджига свечой, и заряд сгорит так как задумано.

Слишком высокая температура в камере сгорания

Когда даже "правильный" бензин не выдерживает до конца такта сжатия и смесь начинает взрываться сильно раньше. Как и в первом случае, причин может быть множество: забитый вентилятор, неэффективная работа помпы, низкий уровень охлаждающей жидкости, и еще куча факторов.