Весной 1658 года до губернатора Новых Нидерландов Петруса Стуйвесанта дошли вести с реки Эзопус. Сообщалось, что местные индейцы (манси, северная ветвь делаваров, известные, как Эзопусы) начали нападать на голландских поселенцев. Губернатор, взяв с собой 60 солдат, отправился в вверх по Гудзону решать очередной конфликт. Стуйвесант предложил колонистам три возможных решения проблемы.
Первое - перебраться в более удобное место, где он мог бы разместить солдат, чтобы защитить их, до тех пор, пока «не будут приняты дополнительные меры». Второе - переселиться в Новый Амстердам или Форт-Оранж, «чтобы предотвратить дальнейшие расправы и шалости» со стороны индейцев.
Третий вариант, который учитывал нежелание колонистов покидать земли, в которые были вложены силы и средства, был предложен с прямолинейной жесткостью.
Если вы не можете принять решение, но предпочитаете оставаться в таком опасном положении, то не должны беспокоить нас в будущем своими жалобами и упреками. Петрус Стуйвесант.
В итоге поселенцы решили объединить свои усилия, построили форт и сформировали отряд ополчения. Стуйвесант поддержал инициативу и оставил в Эзопусе часть солдат во главе с сержантом Андрианом Лоуренсеном.
В августе 1658 года прошел слух от том, что манси с Эзопуса планируют начать войну с могиканами, «Но Бог знает, что из этого выйдет», - писал Стуйвесанту сержант Лоуренсен. Судя по всему, ничего не произошло, хотя голландцы зафиксировали в деревнях манси Эзопуса «какие-то шалости и драки», известие которое голландцы приняли за превентивный рейд могикан против эзопусов.
Выражая благодарность за то, что им так быстро сообщили об враждебных намерениях манси, могикане заверили голландцев, что, когда:
Эзопусы или другие речные дикари придут к нам с подарками и попросят помощи, чтобы сражаться против вас [голландцев], мы пнём их и скажем: «Животные, свиньи, убирайтесь отсюда, мы не хотим иметь с вами ничего общего».
Нужно заметить, что могикане не принимали никакого активного участия в войнах голландцев с индейцами в долине Гудзона в период с 1655 по 1663 годы (Персиковая война и 1-ая и 2-ая войны с Эзопусами). а лишь иногда служили посредниками, причем в некоторых случаях вместе с могавками.
В октябре 1659 года неназванные вожди могавков и могикан отправились к эзопусам, чтобы выкупить голландских пленников и договориться о перемирии. Несколько дней спустя Нитаморет, могиканский вождь, передал письмо, посвященное тем же вопросам, от Иоганна Ла Монтаня, командующего в Форт-Оранж, прапорщику Дирку Смиту (он же Шмидт), командиру голландского военного поста в Эзопусе.
Примерно в то же время двое могикан доставили Шмидту еще одно письмо с подробным указаниями губернатора Стуйвесанта о заключении перемирия. Эти же могикане имели в своем распоряжении нитки вампумов от могавков, могикан Форта-Оранж и могикан с Катскилла. Эти вампумы предназначались для Эзопусов, в качестве сигнала о мирных переговорах.
Немного позже к голландцам вышли эмиссары могавков и могикан, что вели несколько дней переговоры с эзопусами. С собой они привели освобожденных из плена голландского солдата и "свободного человека". С этой же группой шли и несколько вождей эзопусов, на присутствии которых настояли могавки и могикане.
Эти вожди просили у голландцев «перемирия», с которым те осторожно согласились, «на столько времени, сколько оно будет радовать достопочтенного губернатора».
Голландцы сомневались в прочности этого перемирия.. Шмидт жаловался Ла Монтаню в Оранж, что на переговорах не присутствовали верховные сахемы эзопусов, в плену остается, как минимум один голландский мальчик, а большинство других голландских пленных очевидно перебиты. Кроме того, жаловался он и на могиканского вождя Нитаморета за то, что тот пренебрег своими обязанностями курьера и перепоручил их "другому дикарю".
Шмидт писал об общей обстановке следующее; «Мы ведем себя как друзья, но они показывают себя негодяями». Ла Монтань отвечал ему в декабре в том же ключе: «Мы остаемся такими же бдительными, как и раньше».
В апреле 1660 года Ла Монтань по настоянии губернатора еще раз добился от могикан Форта-Оранж и Каттскила обещания не помогать враждебным Эзопусам. Реакция могикан была немедленной, к эзопусам была направлена мирная делегация, которая добилась от них обещания прекратить войну. Кроме того, Эзопусы обещали покинуть спорные земли и возместить ущерб колонистам.
15 июля 1660 года после серии непрямых переговоров мир был заключен. Кроме голландцев и эзопусов среди делегатов были представители всех заинтересованных сторон - могавки, могикане, делавары с нижней долины Гудзона и саскуэханнок, как племя. которому делавары были номинально подчинены.
Хотя мир был заключен не в пользу индейцев, эзопусы не боялись показать зубы. В декабре 1660 года они отказали могавкам в праве пройти по своей земле по пути к Южной реке (Делавэру). Свой отказ они объяснили тем,что в прошлой войне они понесли много потерь от голландцев благодаря поморщи могавков.
Угрозы Эзопусов были услышаны и губернатором Стуйвесантом. В своем отчете начальству в Голландию он выразил глубокую обеспокоенность тем, что
Когда они [Эзопусы] увидят возможность, они воспользуются ею, чтобы нанести удар и отомстить за себя. Нас почти постоянно предупреждают против них другие дикари и действовать приходиться очень непросто и осмотрительно.
Вторая война с Эзопусами
7 июня 1663 года, манси возобновили войну, разрушив Новый Город (Ние Дорп) на реке Эзопус, убив и ранив многих его жителей и взяв в плен других. Другой отряд манси обманом проник в селение Вильтвейк. Индейцы заявили о желании торговать и ворота были гостеприимно распахнуты. Во время торга манси разбрелись по поселку и по сигналу стали резать голландцев и поджигать дома.
Индейцев удалось выбить за пределы поселка, но больше 20 голландцев было убито, а еще большее число было ранено, угнано в плен или пропало без вести. Потери со стороны индейцев неизвестны.
Голландцы сначала попытались добиться освобождения пленных, взятых Эзопусами, используя услуги старосты селения полукровок, которого голландцы называли Ян Смитс (Джон Смитс, он же Фламандский ублюдок, сын от отца голландца и матери из племени могавков), а также известного в этих местах авторитетного могиканина Эпьена. Кроме того, вожди могавков и могикан продолжили служить посредниками между двух враждующих сторон.
Голландцы были очень обеспокоены начавшейся войной, и даже по какой-то причине были уверены,что против них действует общеплеменной заговор. Губернатор Стуйвесант велел командованию Форта-Оранж предупредить могавков и могикан с Катскилла:
Не терпеть среди себя присутствия любого из племени Эзопус. Потому что мы будем вынуждены охотиться на них, а учитывая то, что трудно отличить одно племя от другого, мы не хотели бы нападать по ошибке на других индейцев.
Опасения, что Эзопусы могут привлечь на свою сторону местные племена, подпитываемые в основном слухами, держали голландцев в состоянии повышенной боевой готовности, даже на фоне резких отрицаний такого соучастия со стороны индейцев Катскилла, Минисинк, Ваппингер и Хайленд.
Голландцы очень настороженно относились к тесной связи, существовавшей между Эзопусами и ваппингерами, «которые все еще держатся вместе», связи, которая, между прочим, сохранится и в следующем столетии.
Война между Эзопусами и голландцами приняла характер взаимных рейдов. И если индейцы проводили тактику малой войны, то голландцы стремились уничтожить деревни в противника, в этом им оказали некоторую помощь индейцы с Лонг-Айленда.
В начале осени 1663 года голландско-индейский отряд разрушил укрепленную деревню Эзопусов, в результате чего погибло более тридцати враждебных индейцев было убито или взято в плен. В октябре голландцы вернулись на это место и уничтожили то,что нге успели в сентябре.
Остальная часть года и начало следующего прошла в состоянии "ни ми ра, ни войны". Обе стороны осторожно работали над окончательным урегулированием конфликта. И снова могавки, наряду с «дикарями махикандерами и катскилами», сыграли роль посредников в установлении мира.
Но ни один из представителей этих племен не присутствовал, и их присутствие не требовалось для того, чтобы заключить окончательный мирный договор между индейцами Эзопуса и голландцами в форте Амстердам 15 мая 1664 года. С принятием этого акта войны Эзопуса были окончательно завершены.
Если вас заинтересовала история племени могикан, то вы можете прочитать другие статьи этого цикла: 1 Часть - Ландшафт и окружающая среда // 2 Часть - Первый контакт. Впечатления сторон// 3 Часть - Впервые на карте// 4 Часть - Где и в чем жили могикане// 5 Часть - Численность и эпидемии.// 6 Часть - Соседи. 7 Часть - Этнография без выдумок// 8 Часть - Бобровая война не из-за бобров. Часть 1// Бобровая война не из-за бобров. Часть 2// 10 Часть - Продажа Родины// 11 Часть - Война Кифта// 12 Часть - Профессиональные переговорщики и пушки для ирокезов// 13 Часть - Война Эзопус.// 14 Часть - Вторая война с Ирокезами. Начало// 15 Часть - Война с ирокезами. Поражение // 16 Часть - 17-ый век заканчивается