Древнеримская культура многое позаимствовала у Эллинов. В том числе в области поэтическо-художественной деятельности, к которой относились такие виды искусства как музыка, театр и литература.
Как и в Элладе, эти виды художественного творчества были тесно, практически неразрывно, связаны между собой. Однако если для греков самой важной была нравственно-воспитательная функция этих искусств, то римляне отдавали предпочтение их развлекательной (гедонистической) стороне.
Музыка в Древнем Риме была достаточно важна, она звучала на праздниках и торжествах, в домах, театрах и дворцах, но она не сохранилась до нашего времени, как и музыка Древних Греков, поэтому судить о ней мы не можем.
Римляне переняли от греков и систему театральных жанров. Однако если греки предпочитали трагедию (о греческом театре читайте здесь), ценя её из-за облагораживающего душу зрителя эффекта катарсиса, то граждане Рима предпочитали комедию, позволяя себе просто получить удовольствие от забавного сюжета и игры актёров.
Именно в жанре комедии римскими драматургами были достигнуты наивысшие результаты. Особую известность получили пьесы Пла́вта («Клад», «Хвастливый воин») и Тере́нция («Братья», «Свекровь»). Римская комедия отличалась от греческой, более грубым юмором, балаганным характером и простонародным языком.
Однако любимые театральные представления римлян не были связаны с высоким искусством – это были гладиаторские бои и цирковые (акробатические) представления.
Пожалуй, самые значительные достижения римлян связаны с литературой. Первоначально все литературные жанры были заимствованы из Древней Греции. «Писать, как греки» - было основной задачей для римских поэтов.
Годом рождения римской литературы считается 240 год до н. э., когда римский поэт (греческого происхождения) Ли́вий Андро́ник перевёл на латынь «Одиссе́ю» Гомера. Не случайно, в связи с этим, большое развитие получил эпос, ориентирующийся на бессмертные творения слепого грека.
Прижизненной славы достиг римский поэт Верги́лий (70-19 гг. до н.э.), которому удалось максимально приблизиться к художественному слогу, стилю и образному строю поэм древнегреческого рапсода.
Даже сюжет знаменитейшей поэмы Вергилия – «Энеи́ды», отсылает читателей к мифам о троянской войне. Главный герой этого произведения – Эне́й – спасается из горящей Трои, захваченной ахейцами, и с группой из нескольких земляков после долгих скитаний и волшебных приключений, основывает новое государство – будущий Рим.
Часть «Энеиды», в которой описываются подвиги Энея и сражения, в которых он вынужден участвовать по ходу сюжета поэмы, очень напоминают описания боёв в «Илиаде». Те же фрагменты произведения, где говорится о путешествиях и приключениях, выпавших на долю Энея и его спутников, явно были вдохновлены гомеровской «Одиссеей». «Энеида» Вергилия стала национальным римским эпосом.
Большую известность получил поэт Ови́дий (43 г. до н.э. - 18 г. н.э.), благодаря своей поэме «Метаморфо́зы» («Превращения»), в которой он изложил более 200 греческих мифов, рассказывающих о чудесных превращениях людей и богов, в растения, животных и т. п.
На основе греческой поэтической традиции изначально формировались и жанры римской поэзии. Ее создателем считается Гора́ций (Квинт Флакк) (65 - 8 гг. до н.э.).
Он писал двустишия – эподы, сборники сатир, гимны, послания, оды. Слог его торжествен и строг, а сюжеты и образы его стихов вызвали многочисленные подражания в последующие эпохи. Наверняка вам нечто знакомое навеет эта строка, которая буквально звучит: "Exegi monumentum" - "Я воздвиг памятник".
А вот первым из выдающихся римских лириков Рима был Гай Валерий Кату́лл (87-54 гг. до н.э.). Особое внимание в его стихах уделялось отделке внешней формы. Основой его произведений чаще всего становились малоизвестные мифологические сюжеты и любовные переживания.
Практически единственным собственно римским жанром поэзии стала сатира, наилучшим образом представленная в творчестве поэта Ювена́ла (55 - 127 гг. н.э.). Его краткие эпиграммы и едкие стихи, высмеивающие общественные нравы отличались остроумием и точностью «зарисовок».
Прагматизм римлян особенно ярко отразился в развитии «полезного» жанра литературы – ора́торской прозы. Искусство красноречия ценилось жителями Рима очень высоко. Ярчайшим представителем этого жанра стал Марк Туллий Цицеро́н (106-43 гг. до н.э.) – оратор, политик, философ и писатель.
Литературная деятельность Цицерона была колоссальна. Его наследие включает речи по судебным делам: гражданским, уголовным и политическим, в которых ораторское искусство, доведено до высшей степени звучания, построения и формулирования мысли.
Не менее важное место в деятельности Цицерона занимали также сочинения по истории и теории красноречия, по политической и нравственной философии. Его наследие – письма и трактаты – выдающиеся памятники римской прозы. А его сочинение «Об ораторе» дает нам представление об идеале римского политического деятеля.
В заключение публикаций, посвящённых искусству Древнего Рима и Античной культуре, ещё раз отмечу: завоевав Древнюю Грецию, римляне сумели, опираясь на достижениях этой цивилизации, построить собственную систему мировоззрения, культуры и искусства. Слияние греческой и римской культуры дало миру такой феномен как Античность - эпоха, которая на протяжении многих веков рассматривалась как некий идеал, образец для подражания. Античная культура явилась богатейшим источником, наполнившим искусство, науку, философию и мировоззрение последующих историко-художественных периодов содержанием и смыслом. На достижениях древних греков и римлян выстроена весьма значимая часть здания современной материальной и духовной культуры человечества.
Вы можете ознакомится и с другими моими статьями о культуре и искусстве Древнего Рима:
Древний Рим. Особенности культуры и истории
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Древний Рим. Искусство строить
Скульптура на службе у государства
Какой была живопись в Древнем Риме
Немного о музыке, театре и искусстве слова в Древнем Риме
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.