Найти в Дзене

Древний Рим. Искусство строить

Древнеримский форум. Реконструкция.
Древнеримский форум. Реконструкция.

Основные архитектурные формы и принципы, как и многое другое, были заимствованы Римлянами у древних греков. Однако греческая архитектура не была просто скопирована, она была переработана в духе римского практицизма, и дополнена новыми элементами и инженерными изобретениями.

Если греческая архитектура подчинялась эстетическому принципу: «гармония, соразмерность, простота», то приоритеты римских архитекторов сводились прежде всего к утилитарной функции построек, что нашло выражение в высказывании зодчего Витру́вия, определившего главные критерии архитектуры Рима: «прочность, польза, красота».

Римляне переняли о́рдерную систему Эллады, добавив ещё два типа колонн: 1. тоска́нский (заимствованный у этру́сков), который напоминал греческий дорический ордер, но был ещё более простым;

Римский тосканский ордер
Римский тосканский ордер

2. компози́тный, капитель которого соединяла элементы ионической и коринфской колонн.

Римский композитный ордер.
Римский композитный ордер.

Ордера, применяемые в римской архитектуре.
Ордера, применяемые в римской архитектуре.

Сами колонны в римской архитектуре, зачастую переставали играть функциональную роль опор, теперь они становились декоративным элементом и украшали плоскость стены в виде рельефных полуколонн – пиля́стр.

Красным цветом отмечена пилястра - декоративный элемент в виде полуколонны.
Красным цветом отмечена пилястра - декоративный элемент в виде полуколонны.

Пример пилястр.
Пример пилястр.

Кроме того, римляне ввели в архитектуру конструктивные элементы, «унаследованные» от этрусских зодчих, и, не использовавшиеся древними греками – арки и своды. Соединив их с греческой колонной (ордером), архитекторы Рима создали, так называемую, «римскую ячейку» - основной структурный элемент построек.

Римская архитектурная ячейка
Римская архитектурная ячейка

Не менее широко применялась и конструкция, получившая название арка́да – ряд арок, соединённых между собой. Так, в частности, строились мосты – виаду́ки и римские водопроводы – акведу́ки, некоторые из которых, кстати, функционируют до сих пор.

Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней
Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней

Ценным изобретением строителей Древнего Рима стал бетон, обеспечивающий сооружениям прочность и долговечность. Справедливости ради, нужно отметить, что бетон был известен ранее, и использовался другими народами, но римляне, позаимствовав идею, так сумели её доработать, что можно сказать, именно римский бетон оказался судьбоносным новшеством в строительных технологиях. Многие сооружения и конструкции, построенные с применением этого материала, до сих пор находятся в поразительно хорошей сохранности.

Древнеримские подземные сводчатые конструкции из бетона.
Древнеримские подземные сводчатые конструкции из бетона.

В архитектуре Древнего Рима большое место отводилось градостроительству. Римляне заимствовали у греков, так называемую, гиппода́мову систему застройки и планировки городов. Согласно этому принципу, города застраивались «квадратами», образованными пересекающимися под прямым углом улицами. (Сам Рим, является редким исключением из этого общего правила, так как его застройка началась ещё в глубокой древности и была стихийной).

Античный Рим. Реконструкция.
Античный Рим. Реконструкция.

Центром города становился фо́рум – площадь, на которой проходила вся общественная жизнь римлян. На форуме возводились главные храмы, здания общественного назначения, а также устанавливались колоннады, статуи богов и императоров.

Римский форум.
Римский форум.

Особое значение придавалось размерам форума. Римский архитектор Витрувий писал: «величину форумов следует сообразовывать с количеством людей: площадь не должна быть мала для практических целей, но и не должна казаться пустынной вследствие малолюдства».

Римский форум. Реконструкция.
Римский форум. Реконструкция.

В связи с развитием городов большое внимание римскими зодчими уделялось гражданскому строительству. Ими использовались традиционные постройки, такие как храмы и театры, но были разработаны и новые типы общественных сооружений: базилики, рынки, термы, амфитеатры, цирки и др. Что же они собой представляли?

Бази́лики - прямоугольные в плане здания, интерьер которых, делился рядами колонн на три или пять продольных частей – нефов, в Риме, зачастую, использовались для проведения торговых сделок и судебных разбирательств.

План конструкции римской базилики
План конструкции римской базилики

Самой большой базиликой Древнего Рима, а также самым большим строением Римского форума считается Базилика Максенция и Константина. Её строительство началось в 308 году во время правления императора Максенция. Однако правитель умер, не успев завершить начатое. Приемник Максенция - Константин (тот самый, который сделал христианство государственной религией, и перенёс столицу из Рима в Константинополь) продолжил строительство базилики, которое завершилось 312 году.

Базилика Максенция и Константина в Риме.
Базилика Максенция и Константина в Риме.

Современников поражали не только грандиозные размеры сооружения (площадь нефа превышала 4000 кв. м., а высота сводов составляла 39 метров), но и его богатая декоративная отделка. Подобно греческим храмам - в восточной части базилики была установлена огромная статуя Константина Великого.

Базилика Максенция и Константина в Риме. Реконструкция.
Базилика Максенция и Константина в Риме. Реконструкция.

Позже, такая конструкция римских базилик будет широко использоваться при строительстве христианских храмов в Западной Европе.

Раннехристианская базилика Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Раннехристианская базилика Санта-Мария-Маджоре в Риме.

В Древнем Риме появились особые общественные учреждения – те́рмы - сложные сооружения, совмещавшие одновременно несколько функций. Прежде всего, это были общественные бани, в которых римляне могли мыться и наслаждаться купаниями в бассейнах с контрастными температурами.

-17

Здесь же располагались лектории, гимнастические залы (пале́стры) и библиотеки. Вход в термы был бесплатным и работали они круглосуточно.

Провинциальные римские термы в курортном Бате, Англия.
Провинциальные римские термы в курортном Бате, Англия.

Самыми известными стали термы, построенные императором Каракаллой и занимавшие площадь примерно 11 гектар. Их развалины и сегодня поражают своими размерами.

Термы Каракаллы в Риме.
Термы Каракаллы в Риме.

Римляне, любившие зрелища, активно строили театры, подобные греческим.

Театр Марчелло в Риме, реконструкция
Театр Марчелло в Риме, реконструкция

Кроме того, ими был создан тип небольшого крытого театра для музыкальных или поэтических представлений, который назывался одео́ном или аудито́рией.

Одео́н на холме́ Фурвье́р — одеон в римском Лугдуне (Лионе)
Одео́н на холме́ Фурвье́р — одеон в римском Лугдуне (Лионе)

Для проведения конных соревнований сооружались цирки – вытянутые овальные арены под открытым небом, окружённые зрительскими трибунами. Сейчас сооружения с таким предназначением называются ипподромами.

Цирк Максенция в Риме.
Цирк Максенция в Риме.

Особой же популярностью пользовались римские амфитеатры – круглые или овальные здания, с площадкой, где устраивались различные представления, из которых наибольшей любовью народа пользовались гладиаторские бои. От арены вверх поднимались зрительские ряды. Такие сооружения были во множестве построены по всей территории Римской Империи.

Амфитеатр Вероны.
Амфитеатр Вероны.

Мировую славу приобрел театр, построенный в Риме во время правления императоров из династии Фла́виев, который из-за своих грандиозных размеров позже получил название Колизе́й (от искаженного - коло́ссеум – огромный). Он вмещал до 50 тысяч зрителей и был действительно самым крупным театром древнего мира. В плане он представляет собой эллипс, размеры которого 188 на 156 метров.

Театр Флавиев (Колизей) в Риме.
Театр Флавиев (Колизей) в Риме.

Его внешние стены, поднимались на высоту 50-ти метров и состояли из трёх ярусов аркад, украшенных пилястрами различных архитектурных ордеров: нижний – тосканский (дорический), средний – ионический, верхний – коринфский. Ниши, образованные арками, были украшены скульптурой.

На билетах указывался сектор, где должен был находиться зритель, и номер одного из 80-ти входов в театр. Таким образом, здесь никогда не могло возникнуть давки при входе внутрь здания или при выходе из него.

Театр Флавиев (Колизей) в Риме. Реконструкция.
Театр Флавиев (Колизей) в Риме. Реконструкция.

Над зрительскими местами натягивался тент, защищавший от непогоды или палящего солнца. На арене этого амфитеатра могло одновременно сражаться до сотни пар гладиаторов.

Колизей внутри.
Колизей внутри.

Под ареной Колизея располагались служебные помещения, уходившие на десять метров в глубину. Здесь находились клетки с дикими зверями, участвующими в представлениях, своеобразные «гримёрки» гладиаторов и актёров, костюмерные и театральные мастерские, а также система водоснабжения, позволяющая «затопить» арену, для проведения морских сражений.

Колизей. Реконструкция.
Колизей. Реконструкция.

В Древнем Риме появилась необычная традиция строительства триумфа́льных сооружений – арок и колонн, возводимых в честь важных военных побед римских войск и возглавлявших их полководцев и императоров. До сих пор на улицах Рима мы можем видеть триумфальные арки императоров Тита, Константина, Септимия Севера и др. Сквозь них проходили римские войска, возвращающиеся с победой. Символически эти арки обозначали ворота из «Войны» в «Мир».

Триумфальная Арка Тита в Риме.
Триумфальная Арка Тита в Риме.

В честь военных триумфов на форумах устанавливались и отдельно стоящие колонны. Самая известная сегодня триумфальная колонна императора Трая́на.

Триумфальная колонна императора Траяна в Риме.
Триумфальная колонна императора Траяна в Риме.

Его победный поход на племя даков был увековечен в рельефах, расположенных лентой, протяженностью 200 метров, спиралью обвивающей всё тело колонны.

Рельеф колонны Траяна.
Рельеф колонны Траяна.

Кстати, скорее всего, такие рельефы раскрашивались, и представляли собой яркое зрелище.

Колонна Траяна. Реконструкция.
Колонна Траяна. Реконструкция.

Внутри этого сооружения находится винтовая лестница, ведущая к верхней площадке.

Колонна Траяна. Реконструкция.
Колонна Траяна. Реконструкция.

На вершине была установлена статуя императора-победителя Траяна (в эпоху средневековья она была заменена изображением Святого Апостола Петра).

Колонна Траяна. Реконструкция.
Колонна Траяна. Реконструкция.

Повсюду в Риме возводились храмы, посвящённые различным богам. В основном они повторяли форму греческих прототипов.

Храм Портуна. Рим, Бычий форум. Обратите внимание, что часть колонн заменена здесь пилястрами.
Храм Портуна. Рим, Бычий форум. Обратите внимание, что часть колонн заменена здесь пилястрами.

Однако встречались и, совершенно особенные конструкции, например, круглые.

Храм Весты. Рим, Римский форум
Храм Весты. Рим, Римский форум

Под влиянием завоёванных восточных земель, стали появляться более сложные и вычурные по конструкции и оформлению храмовые постройки.

Храм Антонина и Фаустины Рим, Римский форум
Храм Антонина и Фаустины Рим, Римский форум

К наиболее известным и выдающимся архитектурным шедеврам Рима относится знаменитый Храм «Всех богов»Пантео́н. Он был построен во время правления императора Адриана (117 – 138 гг.) архитектором Аполлодо́ром Дама́сским.

Это уникальное купольное сооружение имеет цилиндрическую форму, вход в него оформлен в виде греческого 8-колонного портика коринфского ордера.

Пантеон в Риме.
Пантеон в Риме.

Размеры купола Пантеона – грандиозны – почти 43,5 метра в диаметре, причём высота храма равна этой же цифре. В центре купола находится световое окно - окулюс - диаметром 8,5 метров.

Пантеон в Риме.
Пантеон в Риме.

Он выполняет сразу несколько функций: обеспечивает естественное освещение, служит вентиляционным отверстием, а также облегчает вес этого грандиозного свода.

Пантеон в Риме.
Пантеон в Риме.

Интерьер этого храма поражает своим великолепием и гармонией всех частей. Стены Пантеона разделены на два горизонтальных яруса, украшены колоннами, пилястрами, арками и нишами, в которых ранее находились скульптурные изображения богов.

Пантеон в Риме.
Пантеон в Риме.

Рисунок пола храма выложен в виде строгих геометрических фигур, а своды купола разделены кессо́нами – квадратными углублениями-ячейками, постепенно уменьшающимися к верху. Благодаря этому возникает оптическая иллюзия ещё бо́льшей высоты купола, уходящего вверх.

Пантеон в Риме.
Пантеон в Риме.

Таким образом, римское зодчество, впитав в себя лучшие достижения древнегреческой архитектуры и дополнив её новыми конструктивными элементами и иным содержанием, достигло таких художественных и инженерно-технических высот, которые стали образцом для подражания на протяжении многих последующих веков.

Вы можете ознакомится и с другими статьями автора о культуре и искусстве Древнего Рима:
Древний Рим. Особенности культуры и истории
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Древний Рим. Искусство строить
Скульптура на службе у государства
Какой была живопись в Древнем Риме
Немного о музыке, театре и искусстве слова в Древнем Риме

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.