Россия сегодня – больше Европа, чем те страны, что лежат к западу от Калининграда. В ней больше здравого смысла, уважения к истории и готовности к разнообразию и новизне.
Архангельское - одно из самых гармоничных мест Подмосковья. Строительство здесь начал князь Голицын, затем усадьба перешла к князю Юсупову, в 1812-м году была разграблена «послами европейской культуры» – наполеоновскими солдатами. Пришлось заново всё восстанавливать. К работе привлекали лучших архитекторов того времени.
Здесь бывали Пушкин и Карамзин, приезжали сюда все русские императоры, начиная с Александра Благословенного.
Видно, что за парком и зданиями следят, а реставрационные работы посетителям не мешают. Наблюдать за народом не менее интересно, чем бродить по парку; лучше всего эти два занятия совместить.
Люди самого разного возраста – как правило, семьями. Много детей, очень много. Берут экскурсии, сами обходят всю усадьбу. Молодожёны устраивают фотосессию. Ни одного угрюмого лица. Ни одного повышенного, заряженного агрессией голоса. Курить нельзя – так никто и не курит. И по газонам не ходит, и в чужое приватное пространство не вторгается.
Судя по всему, совершенно европейская публика – та, что была у них до нашествия мигрантов. Та самая, по критериям которой наши великие учителя гуманизма и равноправия оценивали соотечественников и выносили диагнозы самые неутешительные. Теперь вот пришла наша очередь оценивать соседей по европейскому дому – и оказалось, даже удовлетворительно ставить-то им не за что.
За осквернённые памятники в подражание американцам? За уличные погромы? За готовность сдать муллам все приметы Рождества и убрать крест из школ и мэрий - лишь бы не обижались новоявленные соотечественники? Осталась ли в Европе ещё европейская публика, объединённая не только общей валютой, но и общей верой?