В 2019 году российское вагоностроение било рекорды. А вот хорошо ли это — увидим.
Рекорд на рекорде
Вот итоговые показатели 2019 года:
- магистральные электровозы — 397 шт. (+43 к 2018 г.). Больше было только в 1960-х;
- магистральные тепловозы (да, они ещё нужны...) — 283 шт. (+69), и 'mj рекорд;
- пассажирские вагоны — 1,6 тыс. штук (+200 штук к 2018 г.);
- «Ласточки» — 33 состава для РЖД и 8 вагонов для Северо-Западной пригородной пассажирской компании. Это рекорд, но тут пока статистики мало оезда новые;
- грузовые вагоны — 79,6 тыс. штук (+10,8 тыс. штук к 2018 году). Во времена СССР рекордом были 72,4 тыс. единиц в 1974 году.
Ложка дёгтя
В прошлый раз такое количество рекордных показателей было в 2012 году. И последствия оказались так себе: перевозкам не нужно было такое количество вагонов, а перепроизводство — это плохо и дорого.
Слишком много вагонов — снижаются ставки их аренды и спрос на новые вагоны. Соответственно, в следующие годы вагоностроителей ждал жестокий обвал, в худшие моменты — более чем в два раза.
Тогда заводы пришлось спасать государственными субсидиями (то есть вливанием бюджетных денег).
А нам-то чего ждать?
Пассажиров все эти грузовые рекорды затрагивают не особо сильно. У нас свои изменения:
- В большинстве вагонов уже есть кондиционер, биотуалет и индивидуальные розетки, в ближайшие пару лет будет вообще во всех. Новые вагоны делают сразу с ними, в старые ставят во время очередного обслуживания.
- Появляются новые вагоны. Как совсем новые, с кулером вместо титана (то есть плюс холодная питьевая вода в общем доступе) и автоматами по продаже снеков (а не у проводника просить), так и полностью модернизированные старые. Это касается всех поездов: и скорых (обновляют и купе, и плацкарт), и "Сапсанов" (новый дизайн, новые розетки).
- Появляются новые поезда. В пассажирском департаменте РЖД наконец-то стали мыслить шире. Запускают всё новые маршруты "Ласточек", в том числе в комбинации с тепловозом. А это значит, что скоростной современный транспорт появляется даже там, где ездили преимущественно на автобусах. Экспериментируют с ретро-поездами под паровозом — и поездка на таком поезде становится туристическим аттракционом. И вообще в последние год-полтора наконец-то появилось ощущение, что это всё оживает.
- Следят за реальными потребностями. Сейчас стали гораздо оперативнее и более гибко назначать поезда туда, где они нужны. И когда каникулы, и если куда-то много едут на крупный фестиваль, и если где-то не хватает имеющихся поездов.
Судя по количеству маршрутов, которыми хочется проехать даже мне лично, пассажирские перевозки оживают!